О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВАЯ РАБОТА
ПО ДОГОВОРУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

А. Г. Колесникова,
начальник бюро по заключению договоров на поставку продукции
и контролю за их исполнением ОАО «ММК»

Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Железные дороги, связывая экономические районы и отрасли производства между собой, имеют важнейшее значение для жизни всего государства.
Отношения, возникающие между железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями при железнодорожных перевозках, в основном являются гражданско-правовыми отношениями. Работа железных дорог настолько многообразна, что это вызывает необходимость в регулировании возникающих взаимоотношений сторон специальными нормами права.
Общей правовой базой предъявления и рассмотрения претензий ко всем видам транспорта являются правила гл. 40 ГК РФ. Что же касается порядка предъявления претензий к перевозчику, их рассмотрения перевозчиком, то он определен уставами и кодексами отдельных видов транспорта и изданными в установленном порядке правилами.
Грузоотправитель обязан передать, а железная дорога имеет право требовать передачи ей груза в таком состоянии, чтобы груз мог выдержать перевозку по железной дороге и прибыть на станцию назначения в целости и сохранности.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ и ст. 31 ТУЖД железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку.
На станции назначения груз обязательно должен быть выдан с соблюдением условий, предусмотренных ст. 45 нового ТУЖД (1998 г.), т. e. проверяется состояние груза, его масса, количество мест.
Транспортное законодательство (уставы, кодексы, правила перевозок) устанавливает круг лиц, обладающих правом предъявления претензий и исков к перевозчику. Это, прежде всего, стороны договоров перевозки грузов.
Договор перевозки заключается между грузоотправителем и транспортной организацией (перевозчиком). Грузоотправитель сдает груз к перевозке (или от его имени груз сдается к перевозке). Как участник договора, грузоотправитель упоминается в перевозочном документе (накладной, коносаменте), ему выдается квитанция о приеме груза (коносамент). Грузоотправитель может направить груз в собственный адрес, что нередко встречается в автомобильных перевозках. Но чаще всего грузоотправитель заключает договор перевозки в пользу третьего лица грузополучателя, которому перевозчик обязан выдать вверенный ему для транспортировки груз. Отправитель указывает получателя груза в перевозочном документе.
Уставы, кодексы, правила определяют, кому персонально — грузоотправителю или грузополучателю — предоставлено право предъявить претензию и иск к перевозчику за конкретное нарушение договорных обязательств.
В ст. 135 ТУЖД РФ определены субъект, обладающий правом на предъявление претензии к перевозчику, и условие, соблюдение которого дает возможность этому субъекту осуществить свое право. Таким условием является приложение (представление) к претензии документов, подтверждающих право на предъявление претензии.
Правом на предъявление претензии обладает грузоотправитель или грузополучатель. Не являясь стороной в договоре, грузополучатель в соответствии с транспортным законодательством приобретает право предъявить к нему требования только по поводу утраты груза, недостачи, повреждения (порчи) груза, просрочки доставки груза, в случае задержки выдачи груза. Грузоотправитель, кроме претензии за утрату, недостачу, повреждение (порчу), может предъявлять претензии к перевозчику за подачу под погрузку неочищенных вагонов, требовать возврата штрафов, взысканных с него в безакцептном порядке.
Грузоотправитель, грузополучатель вправе поручить предъявление претензий и исков к перевозчику иным юридическим или физическим лицам. Основанием таких отношений между грузоотправителем (грузополучателем) и иным юридическим (физическим) лицом является представительство. Оно оформляется доверенностью (ст. 185 ГК РФ) либо договором поручения (ст. 971 ГК РФ).
Основания и размеры имущественной ответственности, вытекающей из перевозки грузов, точно определены транспортным законодательством. Предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителем или грузополучателем, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на стороны, недействительны, и всякие отметки об этом в транспортных документах, не предусмотренные транспортными уставами, кодексами или правилами, не имеют силы (ст. 133 ТУЖД РФ).
Новые основания имущественной ответственности, вытекающие из перевозки грузов, могут вводиться органом, в компетенцию которого входит утверждение соответствующих кодекса, устава или правил перевозок.
При введении новых оснований имущественной ответственности в транспортные уставы, кодексы или правила вносятся соответствующие дополнения и изменения.
Размер имущественной ответственности за нарушения договорных обязательств перевозки грузов также не может изменяться по соглашению сторон. Транспортное законодательство запрещает сторонам повышать размер их имущественной ответственности по сравнению с имущественной ответственностью, установленной соответствующими уставами, кодексами, правилами.
Правомочное лицо вправе предъявить претензию к перевозчику только по основаниям, предусмотренным транспортным законодательством. Размер претензионного требования должен соответствовать предписаниям устава, кодекса или правил.
Заявитель претензии должен обосновать свои требования документами. Юридическое значение документов различно. Одни из них подтверждают само право на предъявление претензии. Отсутствие этих документов лишает возможности заявителя обратиться к перевозчику с претензией. Другие документы подтверждают претензионное требование по основаниям и размеру. В большинстве своем первые одновременно являются доказательствами основания и размера претензионных требований.
В соответствии со ст. 134 ТУЖД обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, других организаций при осуществлении перевозок грузов по железным дорогам, устанавливаются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Надлежащее, своевременное и приведенное в соответствие с установленным порядком оформление обнаруженных нарушений перевозного процесса (акты общей формы, коммерческие акты, акты технического состояния вагонов и другие) имеет большое юридическое значение для правильного ведения претензионно-исковой работы по железнодорожным перевозкам.
Претензия, вытекающая из перевозки груза,— требование имущественного характера правомочного лица к перевозчику.
Претензией является письменное требование, направленное железной дороге, об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозке грузов.
Претензионный порядок считается соблюденным, если:
а) претензия заявлена в установленный срок;
б) претензия заявлена надлежащим заявителем;
в) претензия заявлена к надлежащему перевозчику;
г) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.
Ст. 797 ГК РФ и ст. 135 ТУЖД устанавливают, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявления претензий и исков. В Транспортном уставе железных дорог порядку предъявления претензий и исков посвящена глава VII.
Претензионный порядок рассмотрения споров по договору перевозки грузов является обязательным требованием и условием только для грузоотправителей и грузополучателей. Для железных дорог претензионный порядок не предусмотрен.
Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т. д.
При перевозках грузов в международном сообщении по Правилам «Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении» право предъявления претензий, основанных на договоре перевозки, принадлежит отправителю или получателю. Претензии предъявляются по каждой отправке в отдельности. Претензии при перевозках грузов в международном сообщении предъявляются к перевозчикам, установленным в правилах СМГС (ст. 29).
В условиях формирования рыночной экономики, дестабилизации хозяйственных связей, отсутствия достаточно полного хозяйственного законодательства неизбежно возникновение имущественных споров, разрешение которых призван осуществлять арбитражный суд.
Грузоотправитель (грузополучатель) в соответствии со ст. 12 ГК РФ вправе требовать защиты нарушенных прав при соблюдении двух условий.
В соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ «иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок».
Оставление претензии без рассмотрения по причине пропуска сроков, установленных уставом для ее предъявления, не означает, что грузополучатель (грузоотправитель) не вправе обращаться с иском в арбитражный суд. Вот что говорит по этому поводу Пленум ВАС РФ № 18 от 12.11.1998 г.: «Предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами сроков, предусмотренных в ст. 139 ТУЖД, при условии соблюдения установленного порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления».
Так, например, при отказе претензии ОАО «ММК» в полной сумме из-за пропуска 6-месячного срока предъявления претензии ЮУЖД не лишает право ОАО «ММК» на обращение в Арбитражный суд с исковым требованием о взыскании с ЮУЖД необоснованно удержанной суммы недоплаты тарифа, согласно телеграммы № 722 от 05.09.1998 г. МПС. Суд частично удовлетворил иск ОАО «ММК» к ЮУЖД только в части, признанной ответчиком. В марте 2000 г. ОАО «ММК» обратился в Арбитражный суд с апелляционной жалобой на решение первой инстанции с просьбой отменить его решение и принять новое. В апреле 2000 г. апелляционная инстанция, рассмотрев жалобу ОАО «MMК», отменила решение суда первой инстанции, удовлетворила жалобу ОАО «ММК» о полном возврате комбинату излишне взысканной суммы по телеграмме МПС №. 722 от 05.09.1998 г. со взысканием в пользу ОАО «ММК» расходов по госпошлине.
В соответствии со статьей 141 ТУЖД предъявление исков юридическими и физическими лицами, не являющимися грузоотправителями и грузополучателями, допускается только в случае, когда между этими лицами и грузоотправителями или грузополучателями надлежаще оформлен договор поручения, либо выдана надлежаще оформленная доверенность. При этом согласно ст. 182 и 971 ГК РФ и ст. 3 АПК РФ истцом по делу будет грузоотправитель или грузополучатель, заключивший договор поручения или выдавший доверенность.
При непредставлении надлежаще оформленного договора поручения или доверенности исковое заявление подлежит возврату в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ.
Передача прав грузоотправителем и грузополучателем в порядке, предусмотренном ст. 141 ТУЖД, не является уступкой прав по обстоятельствам, связанным с перевозкой груза.
В настоящее время кроме Транспортного устава железных дорог РФ действуют «Правила перевозок грузов» (ч. 1, изд. 1985 г.), в которых приведены в соответствие с Транспортным уставом только 11 разделов. Также действуют «Правила перевозок опасных грузов» (ч. 1, изд. 1996 г. и ч. 2, изд. 1998 г.) к СМГС, Тарифное руководство № 4 и Прейскурант 10-01 (изд. 1994 г.)
Ситуация, когда одновременно действуют правовые акты прошлых лет, отражающие административно-командные методы управления экономикой, и нормативные документы, принятые в последние годы, при рыночной экономике, заставляет всё больше пользователей обращаться с претензиями и исками к железным дорогам и в арбитражные суды, заявляя о своих законных правах и интересах.
В целом в настоящее время законодательство о железнодорожном транспорте несовершенно и подлежит доработке, поскольку в нем наблюдается ряд негативных моментов:
— пробелы в праве;
— несоответствие закону ныне действующих Правил перевозки грузов;
— отсутствие механизмов исполнения отдельных норм устава, ряд статей которого противоречит действующему антимонопольному и гражданскому законодательству и уже сейчас требует внесения изменений (ст. 44, 122, 123 ТУЖД РФ).
В нарушение антимонопольного законодательства железные дороги в одностороннем порядке изменяют тарифную политику и увеличивают тарифы.
Новые Правила исчисления сроков доставки грузов, к сожалению, ухудшили положение пользователей услуг железнодорожного транспорта, поскольку сроки доставки грузов увеличились.
Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что типичными видами правонарушений в области транспортного законодательства являются:
— нарушение сроков доставки грузов;
— невыполнение принятой заявки;
— неправильное использование подвижного состава;
— утрата и повреждение груза.
Вышеизложенное усиливает роль претензионно-исковой работы, вытекающей из договоров перевозки.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY