О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

В. В. Иванов,
начальник бюро Правового управления ОАО «ММК»

В связи с тем, что в Таможенном кодексе РФ привлечению к ответственности за нарушение таможенных правил посвящено 39 статей, и невозможностью в настоящей статье прокомментировать их все, хотелось бы сначала остановиться на одной из них, по моему мнению, в настоящий момент весьма актуальной, а именно — привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 273 ТК РФ за незачисление организациями-экспортерами полученной валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченные банки либо зачисление валютной выручки с нарушением срока исполнения текущих валютных операций.
Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ издали совместное письмо «О дополнительным мерах по усилению контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров» № 266-Т/01-23/20506 от 1.10.98 г., в соответствии с которым агенты валютного контроля, а именно таможенные органы, активизировали свою деятельность по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций-экспортеров в части соблюдения последними таможенного законодательства при экспорте товаров.
Одним из основных направлений данных проверок является проверка таможенными органами соблюдения организациями-экспортерами валютного законодательства, в частности, обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации для валютных операций, связанных с движением капитала (если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации).
При обнаружении таможенными органами незачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций заводятся дела о нарушении такими организациями-экспортерами таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом объектом правонарушения считается только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках.
Так же заводятся дела о нарушении таможенного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ, в случаях необеспечения ввоза товаров, выполнения работ, оказания услуг, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо ввоза товаров, выполнения работ или оказания услуг с нарушением определенного законодательством срока исполнения текущих валютных операций.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 273 ТК РФ за данные нарушения предусмотрено наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.
Для того чтобы защитить права и интересы организаций-экспортеров, необходимо в первую очередь понять логику должностных лиц таможенных органов при производстве по таким категориям дел.
В соответствии со ст. 273 ТК РФ к ответственности привлекаются лица за «проведение операций с товарами и транспортными средствами, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, а равно несоблюдение иных ограничений, требований и условий таможенного режима». Что необходимо понимать под словосочетанием «иные ограничения, требования и условия таможенного режима»?
Требования таможенного режима установлены ст. 98 ТК РФ, в соответствии с которой «экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу».
Как видим из данной нормы, исчерпывающий перечень требований таможенного режима экспорта не установлен. И норма ст. 73 ТК РФ, и норма ст. 8 ТК РФ являются отсылочными.
В соответствии со ст. 24 ТК РФ Правительство Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов.
В п. 8 Указа Президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи» от 14.06.92 г. № 629 установлено, что «валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации», и в п. 7 Указа Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18.08.96 г. № 1209 указано, что «...обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации». Порядок зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки установлен ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которой иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, а в ст. 1 этого же закона указаны сроки исполнения текущих валютных операций.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, требованием таможенного режима экспорта является также незачисление полученной валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченные банки либо зачисление валютной выручки с нарушением срока исполнения текущих валютной операций, установленных законодательством.
Это также подтверждено и Письмом Высшего арбитражного суда РФ «Об Указе Президента Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”» от 20 сентября 1996 г. № С1-7/03-572, в соответствии с которым содержащееся в Указе положение, предлагающее исходить из того, что обязательный ввоз товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации. Представляется возможным иметь в виду это положение при применении ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. Кроме того, при привлечении юридических лиц к ответственности таможенные органы также основываются на абзаце 6 ст. 231 ТК РФ, в соответствии с которой юридические лица привлекаются к ответственности лишь за сам факт нарушения, без рассмотрения вопроса о виновности такого юридического лица в совершении правонарушения.
Какие меры может принять экспортер, чтобы таможенные органы не смогли привлечь его к ответственности, предусмотренной ст. 273 ТК РФ?
Как уже указывалось выше, одним из требований таможенного режима экспорта является незачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (п. 7 Указа Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18.08.96 г. № 1209). Порядок зачисления валютной выручки от экспорта товаров установлен п. 1 ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г. № 3615-1. Т. е. одним из оснований применения ст. 98 ТК РФ, которую используют таможенные органы, является нарушение валютного законодательства.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 4.03.1999 г. № 50-О взыскание на основании Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т. е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности.
Таким образом, при рассмотрении вопроса, нарушала ли организация-экспортер таможенное законодательство, необходимо рассматривать вопрос о виновности данного лица в его совершении.
Данную позицию также поддерживает и Президиум Высшего арбитражного суда, который в своих постановлениях от 30 ноября 1999 г. № 5801/99, от 7 декабря 1999 г. № 5937/99 указал, что незачисление валютной выручки, равно как и непринятие необходимых мер для ее получения, являются нарушениями таможенного режима экспорта и подпадают под действие ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима.
Как видим из постановлений Президиума Высшего арбитражного суда РФ, одним из обязательных условий привлечения юридического лица к ответственности по ст. 273 ТК РФ является непринятие необходимых мер. Однако четкого определения, что понимается под «принятием необходимых мер», не дано — это оценочная категория, которую необходимо рассматривать в каждом конкретном деле о нарушении таможенных правил.
Исходя из вышеизложенного, в целях избежания привлечения организаций-экспортеров к ответственности по ст. 273 ТК РФ за непоступление валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченные банки в установленном законом порядке юридическим лицам необходимо по каждому заключенному внешнеэкономическому контракту четко выполнять условия такого контракта, а в случае невыполнения контрагентом условий контракта вести надлежащим образом претензионно-исковую работу.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY