О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ БУРОВЫХ СКВАЖИН
КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ПРАВ НА НИХ

В. Г. Цыганов,
главный государственный регистратор прав
Тюменской области, к.ю.н., доцент;
А. С. Емельянов,
доцент Тюменского государственного университета, к.ю.н;
Т. Г. Матвеев,
доцент Тюменского юридического института МВД России, к.ю.н.

Для более детального рассмотрения этих вопросов представляется целесообразным провести аналогичное исследование применительно и к иным горным выработкам (например, шахтам и т. д.). Необходимо на научном уровне определить правовой режим карьеров, угольных разрезов и иных горных выработок, не являющихся сложными инженерными сооружениями.
Действующее законодательство при государственной регистрации прав на недвижимость предусматривает необходимость технического (инвентаризационного) учета зданий и сооружений. Буровые скважины являются сложными техническими сооружениями, неразрывно связаны с землей и участком недр, в этой связи необходимость их технического учета не вызывает сомнения, однако до сих пор в Российской Федерации отсутствует нормативный акт, определяющий орган, в чью компетенцию входила бы данная деятельность, и порядок ее осуществления.
Из сказанного вытекает, что правовая неурегулированность данных вопросов ставит в тупик правоприменительную практику деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и порождает споры при индивидуализации отдельных объектов топливно-энергетического комплекса.
Ранее (в СССР) технический учет буровых скважин осуществлялся их создателями. В настоящее время сохранилась практика осуществления внутрихозяйственного технического учета буровых скважин, который необходим для эффективного управления имуществом нефте- и газодобывающих компаний, но недостаточен для государственного контроля за использованием недр и регистрации прав на буровые скважины.
Для целей государственной регистрации прав некоторые специализированные учреждения юстиции (например, Тюменская областная палата государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) требуют предоставления технических паспортов на скважины, выданных учреждениями местного самоуправления, осуществляющими техническую инвентаризацию (БТИ).
Сложившаяся ситуация не может быть признана удовлетворительной, поскольку сотрудники учреждений местного самоуправления, осуществляющие техническую инвентаризацию, не обладают необходимыми познаниями и навыками в области технологии разработки полезных ископаемых в силу того, что первоначально они были призваны осуществлять технический учет зданий, являясь одним из подразделений Минкомхоза СССР.
Анализ правовых актов и правоприменительной практики позволил авторам разработать рекомендации по техническому учету буровых скважин, на основании которых в дальнейшем могут быть приняты нормативные правовые акты, регулирующие данную деятельность.
При техническом учете буровых скважин в целях их индивидуализации возникает необходимость в описании следующих параметров:
1. Назначение буровой скважины (разведочная, эксплуатационная, вспомогательная, специальная и др.);
2. Местонахождение устья буровой скважины (при этом необходимо указать, в каком субъекте федерации находится эта скважина, на территории какого административно-территориального образования она находится и на каком земельном участке она расположена, а также указать ее местонахождение на данном земельном участке);
3. Связь буровой скважины с участком недр, для разработки которого она используется (при этом необходимо указать глубину скважины, т. е. расстояние от устья скважины до ее забоя; угол наклона ствола скважины к горизонту; последовательность прохождения горных пород);
4. Диаметр устья и забоя буровой скважины; а также последовательность изменения диаметра от устья до забоя;
5. Описание обсадной колонны, колонны обсадных труб, промежуточной (технической) колонны, эксплуатационной колонны обсадных труб, использованных при создании буровой скважины, способов их соединения и фиксации, а также иных способов закрепления стенок скважины от обрушения;
6. Описание оборудования устья и забоя буровой скважины (описывается только неотделимое оборудование);
7. Описанию должны подлежать и иные параметры, необходимые для индивидуализации скважины как объекта недвижимости.
Описанные характеристики позволяют сделать вывод о том, что технический учет буровых скважин представляет собой их индивидуализацию путем описания технических и эксплуатационных особенностей, и, по нашему мнению, должен состоять в ведении Единого технического реестра скважин, отражающего названные выше параметры с присвоением им инвентаризационных номеров, являющихся составным элементом кадастрового номера. Описание буровой скважины в Едином техническом реестре представляет собой ее технический паспорт, не являющийся правоустанавливающим документом.
Из сказанного выше следует, что технический учет буровых скважин, а также кустовых площадок имеет ряд принципиальных особенностей по сравнению с инвентаризацией иных зданий и сооружений:
— буровая скважина, в отличие от других сооружений, неразрывно связана не только с земельным участком, но и участком недр;
— при техническом учете требуются специальные познания в геофизике, буровом деле и иных отраслях знаний, используемых при создании скважин;
— технический учет должен вестись в процессе создания буровой скважины с момента ее закладки до ввода в эксплуатацию.
Наличие отличительных особенностей технического учета буровых скважин обусловливает необходимость возложения обязанностей по нему на специализированный орган, отличный от бюро технической инвентаризации (таким органом, по нашему мнению, может стать Государственный комитет РФ по горному и промышленному надзору (Госгортехнадзор), поскольку именно в нем работают специалисты в данной области), либо оставить функцию технического учета буровых скважин в БТИ, введя в его состав квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми познаниями для технической инвентаризации горных выработок. Рассматривая вопрос о том, какой орган должен производить технический учет буровых скважин, необходимо отметить, что ст. 30 Закона РФ «О недрах», предусматривая ведение кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, закрепляет внесение в единый государственный кадастр, помимо прочего, сведения и о горнотехнических условиях их разработки, в основе которых лежит, в первую очередь, способ добычи полезных ископаемых. В рамках описания способа добычи полезных ископаемых представляется целесообразным производить учет скважин, используемых для этого. Ведение кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр, коим является Министерство РФ по природным ресурсам (МПР РФ). В связи с этим целесообразно поставить вопрос о возможности возложения обязанности по техническому учету и на этот орган.
Выбирая между Госгортехнадзором РФ, МПР РФ и БТИ, предпочтение следует отдать первому, поскольку более рационально, по нашему мнению, объединить надзорную и регистрационную функцию в руках одного органа.
Представляется необходимым в общих чертах описать юридическую сторону порядка технического учета буровых скважин. По нашему мнению, он должен состоять из следующих этапов:
1. Обращение организации, создающей буровую скважину, перед началом работ в уполномоченный орган с просьбой о начале проведения работ по техническому учету скважины.
Данная просьба должна иметь форму письменного заявления на имя руководителя уполномоченного органа, составленного в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
К заявлению должны прилагаться:
q лицензия на пользование недрами с соответствующими приложениями;
q документ, удостоверяющий предоставление земельного участка для создания скважины;
q проект скважины;
q документ, удостоверяющий оплату работ по техническому учету создаваемой скважины;
q иные необходимые для технического учета документы.
Работы по техническому учету буровых скважин осуществляются за счет лица, ее создающего. Если таким лицом оказывается подрядчик, то оплата идет из средств заказчика. Условия и порядок оплаты согласуются сторонами дополнительно, однако размер оплаты должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.
2. Проведение работ по техническому учету буровых скважин и составлению их технических паспортов.
Данная работа производится в процессе создания скважины и заканчивается вводом ее в эксплуатацию. В случае консервации скважины до ввода ее в эксплуатацию она считается объектом незавершенного строительства, и работы по техническому учету приостанавливаются. После расконсервации скважины работы возобновляются.
3. Включение технического паспорта на введенную в эксплуатацию буровую скважину в Единый технический реестр скважин.
В Едином техническом реестре должны отражаться технические и эксплуатационные особенности каждой скважины, позволяющие индивидуализировать ее. При включении технического паспорта буровой скважины в Единый технический реестр ей присваивается инвентаризационный номер, отражающий в себе сведения о разрабатываемом месторождении полезных ископаемых, кустовой площадке, в состав которой входит данная скважина, и порядковом номере последней.
По нашему мнению, при ведении Единого технического реестра скважин нет необходимости внесения в него информации о их собственнике или пользователе, поскольку эти сведения закрепляются в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Как отмечалось выше, до настоящего времени преимущественно осуществлялся внутрихозяйственный технический учет буровых скважин. Следовательно, первоначально Единый технический реестр должен формироваться из сведений, предоставляемых собственниками буровых скважин, полученных в рамках внутрихозяйственного технического учета. Необходимость признания внутрихозяйственного технического учета в качестве государственного диктуется тем, что иным путем данные сведения получены быть не могут.
4. Предоставление сведений Единого технического реестра заинтересованным лицам.
Сведения Единого технического реестра составляют коммерческую тайну собственника или пользователя буровой скважины, а потому могут предоставляться только лицам, определенным соответствующими нормативными правовыми актами, и в порядке, закрепленном в них. К ним относятся:
q собственники и пользователи буровых скважин;
q учреждения юстиции, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
q органы предварительного расследования;
q судебные органы;
q налоговые органы;
q контрольные и надзирающие органы.
Взаимодействие между органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами технического учета буровых скважин носит опосредованный характер и осуществляется по следующим направлениям:
1. предоставление органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органам технического учета буровых скважин сведений о собственниках скважины и недропользователях;
2. предоставление органами технического учета буровых скважин органам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений Единого технического реестра, позволяющих индивидуализировать скважины при государственной регистрации прав на них.
Формы и методы взаимодействия между рассматриваемыми органами определяются соглашением между ними, а также нормативными и ненормативными актами вышестоящих органов.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY