О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Антимонопольное и конкурентное
законодательство России:
проблемы становления

В. C. Белых,
зав. кафедрой хозяйственного права УрГЮА, профессор, д.ю.н.

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства — США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции — качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

Конкуренция — сложное и многогранное явление. В специальной (экономической) литературе существуют различные определения сущности и признаков этого социального феномена. Не вдаваясь в теоретический анализ высказанных по данному вопросу точек зрения (что составляет самостоятельный предмет исследования), надо отметить следующее. В широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли.

Легальное определение конкуренции содержится в Законе РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. ФЗ от 02 января 2000 г. № 3 –ФЗ) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии со ст. 4 названного Закона конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Здесь мы обнаруживаем иные акценты в определении конкуренции. С позиции законодателя основная цель конкуренции — ограничение монополистического положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке. И это понятно, поскольку Закон о конкуренции в основном посвящен вопросам антимонопольной политики. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким односторонним акцентом при характеристике конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества, состязательности) между участниками рынка заключается в достижении результатов на каком-либо поприще за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Именно в этом направлении следует идти в поисках и раскрытии экономической сущности конкуренции.

В сравнительном плане можно привести иногда встречающееся в литературе утверждение о том, что при создании предпринимательских структур преследуется цель — уплата налогов и сборов (равно уплата штрафов за нарушение государственной дисциплины). Даже на первый взгляд видна несостоятельность такого утверждения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 3) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В данном случае имеет место публичная обязанность налогоплательщиков, а не благородная цель — получение прибыли (дохода) от предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов субъектов предпринимательской деятельности и публичных — у государства. В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей,— есть сфера частных интересов предпринимателей. Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства. Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.

Как экономическая категория, конкуренция по своему содержанию неоднородна и может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе, с учетом количества и «удельного веса» на рынке производителей, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являются: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); хозяйствующие субъекты не участвуют в контроле за рыночными ценами, неценовые методы не практикуются; полная информированность каждого участника конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся, прежде всего, естественные монополии (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»).

Отметим, что в промышленно развитых странах подобные естественные монополии находятся либо в собственности государства, либо под его строгим контролем. В современной России тотальная приватизация коснулась и естественных монополий. Более того, сейчас обсуждается вопрос о дальнейшей реструктуризации предприятий РАО «ЕЭС России» (известный как вариант А. Б. Чубайса). Однако справедливости ради надо обратить внимание на указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». В нем критикуется нынешний статус РАО «ЕЭС России» как холдинговой компании, контролирующей электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и акционерного общества «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России», что неизбежно создает внутренние противоречия ее интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО «ЕЭС России», имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки. Таким образом, идея о реструктуризации РАО «ЕЭС России» не нова и получила нормативно-правовое закрепление.

Другое дело, что при реструктуризации естественных монополий важно не нарушить единство технологической и производственной связи между всеми предприятиями, входящими в состав холдинга.

Названный Указ предусматривает в качестве первоочередных мероприятий продолжение приватизации РАО «ЕЭС России». Понятно, что государство таким способом желает пополнить свой скудный бюджет за счет продажи очередного пакета акций. Вместе с тем, возникает вопрос: насколько этот шаг отвечает национальным интересам России?

Как уже отмечалось, актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходим эффективный механизм такого управления. В частности, нужен закон РФ об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне.
Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества «Магнитогорский металлургический комбинат», «Нижнетагильский металлургический комбинат», «Мечел».

C учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару. Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям. В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

У этого вида конкуренции имеется, по крайней мере, две проблемы. Первая — становление и развитие в России антидемпингового законодательства. Пока что в указанном направлении делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство и осуществляют свою деятельность одноименные органы. Когда нарушаются императивные предписания, к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.

Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной четкости в регулирование рассматриваемых вопросов. Нужна методика определения монопольных цен, а также информация о ценообразовании. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие субъекты в других сферах, которые систематически завышают цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии с Законом о конкуренции недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. На практике она (конкуренция) выражается в следующих формах: в демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.

На наш взгляд, следует развести в правовом регулировании отношения, связанные с конкуренцией, и вопросы антимонопольной деятельности. Поэтому было бы целесообразно принять два закона: один — о конкуренции, другой — об антимонопольном регулировании. Так, в ФРГ был принят Закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г. (с изменениями и дополнениями). По примеру германского закона был смоделирован специальный закон о борьбе с недобросовестной конкуренции в Греции. В США были приняты в разное время антитрестовские законы (например, законы Шермана, Клейтона).

Важную роль в международной конкуренции играют органы государственной власти, и в первую очередь правительство. В своем фундаментальном произведении «Международная конкуренция» американский ученый Майкл Портер считает, что «хотя роль правительства в создании и поддержании национального преимущества значительна, она, тем не менее, по необходимости имеет частичный характер». Правительства не держат в своих руках контроль над национальным конкурентным преимуществом; они могут лишь оказывать на него влияние. Лоббирование интересов российских компаний на рынках Запада — стратегическое направление в политике Президента и Правительства РФ.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY