О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Участие нотариусов в оформлении сделок
с недвижимым имуществом


В. Ф. Неугодников,
заместитель начальника Главного управления министерства юстиции РФ
по Челябинской области

По мере становления института частной собственности в нашей стране получили развитие организационно-правовые системы, значение которых в социалистический период было невелико. К ним, в частности, относится и нотариат, роль которого в последние годы существенно возросла.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед нотариатом, является сохранение участия нотариусов в оформлении сделок с недвижимым имуществом. Создание в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.06.97 г. учреждений юстиции по государственной регистрации прав повлекло сужение сферы деятельности нотариата. Сделки с недвижимостью являются сложным юридическим действием, их совершение невозможно без помощи квалифицированных специалистов, которыми являются нотариусы. Нотариус при оформлении сделки по отчуждению недвижимости не ограничивается установлением личности и проверкой дееспособности граждан, он активно участвует в подготовительном процессе, когда стороны еще не пришли к соглашению, разъясняет сторонам смысл и правовые последствия сделки. Именно нотариус осуществляет контроль за соблюдением норм материального права, законностью сделки. Поэтому нотариальный акт имеет преимущество перед документом, составленным в простой письменной форме. Устранение нотариусов от оформления сделок с недвижимым имуществом не способствует обеспечению и защите прав граждан на недвижимое имущество, приводит к увеличению количества споров в судах. Одним из путей решения данной проблемы является укрепление взаимодействия, продолжение сотрудничества между Главным управлением, Челябинской нотариальной палатой и Южноуральской регистрационной палатой.

На территории Челябинской области в настоящее время сосуществуют две системы нотариата: государственный нотариат и латинский. У государственного нотариата имеются проблемы, отличные от проблем нотариата латинского. Остро стоит проблема с финансированием государственных нотариальных контор. С 1993 г. прекращено финансирование государственной нотариальной службы из федерального бюджета, при этом изменения в ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 г. внесены не были. Это не являлось бы проблемой правовой, если бы в законодательном порядке данный вопрос был урегулирован. Надеюсь, что в ближайшем будущем вопрос с финансированием государственного нотариата будет решен на федеральном уровне.

Одной из проблем является неопределенность правового статуса депозитного счета нотариуса. При открытии депозитных счетов нотариальным конторам у Главного управления возник ряд затруднений. Так, для открытия депозитного счета Челябинской ГНК № 1 Расчетно-кассовым центром по Челябинской области запрошен пакет документов, в числе которых разрешение Федерального казначейства на открытие счета. Федеральное казначейство такое разрешение выдавать отказывается, аргументируя отказ тем, что подобное разрешение выдается на открытие счетов в том случае, если на счетах будут размещены средства федерального бюджета. Для открытия депозитного счета в коммерческом банке на предложенных банком условиях необходимо заключить договор банковского счета, согласно которому на денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, начисляются проценты, и, кроме того, нотариус по данному договору обязуется оплачивать стоимость банковских услуг с предоставлением банку права на безакцептное списание сумм. На практике может возникнуть вопрос обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, по обязательствам самого нотариуса, кредитора, должника. Из публикаций известно, что Московская городская нотариальная палата подготовила и направила в ФНП для согласования с ЦБ и Сбербанком проект примерного договора об открытии депозитного счета нотариуса, предложила подготовить инструкцию, регулирующую порядок открытия и правовой режим данного счета. Хотелось бы, чтобы результаты не заставили себя ждать.

Следует затронуть и проблемы, возникающие при оформлении наследственных прав.

Приказом МЮ РФ от 15.03.2000 г. № 91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ. Пунктом 9 Методических рекомендаций предусмотрено возвращение подлинников правоустанавливающих и иных документов, на основании которых совершено нотариальное действие. На практике возник вопрос: поскольку предельные сроки для выдачи свидетельства о праве на наследство не установлены и наследники могут получать свидетельства в разное время, независимо друг от друга, кому из наследников (если наследников несколько) должен выдаваться подлинник правоустанавливающего документа, на основании которого совершено нотариальное действие?

Очевидно, последнему наследнику, поскольку первый наследник, получив свидетельство о праве на наследство, может с обращением в соответствующий филиал регистрационной палаты не спешить. При этом в выдаваемых свидетельствах нотариусу следует делать отметку, что свидетельства на оставшуюся неоформленной наследственную массу будут выданы позднее. На данную отметку и будут ориентироваться приемщики документов в регистрационной палате.

Однако, на мой взгляд, положение о необходимости выдавать гражданам подлинники правоустанавливающих документов закреплено в Методических рекомендациях необдуманно. Все-таки в целях дальнейшего беспрепятственного совершения сделок с недвижимым имуществом подлинники правоустанавливающих документов должны оставаться в делах у нотариуса, удостоверившего сделку либо выдавшего свидетельство о праве на наследство.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY