О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Итоги работы Управления
судебных приставов за 2000 год

А. Н. Новокрещенов,
главный судебный пристав Челябинской области, советник юстиции I класса

Создание эффективной системы исполнительного производства является одним из приоритетных направлений деятельности Минюста РФ.

Показатели работы судебных приставов Челябинской области за 2000 г. свидетельствуют о следующем.

Штатная численность судебных приставов-исполнителей Челябинской области на
31 декабря 2000 г. составляет 337 судебных приставов-исполнителей, 51 старший судебный пристав, 157 судебных приставов по ОУПДС.

За 2000 г. службой судебных приставов было возбуждено 307878 исполнительных производств, всего находилось на исполнении 400824 исполнительных производств. Общее поступление исполнительных документов по сравнению с 1999 г. уменьшилось на 17445, или на 5,4%. Однако сумма, подлежащая взысканию, увеличилась на 60,7% и составила 6955 млн рублей.

Увеличение суммы, подлежащей взысканию, обусловлено прежде всего возросшим поступлением исполнительных документов, выданных арбитражными судами, судами общей юрисдикции. Так, количество исполнительных документов, выданных арбитражными судами, возросло на 70% и составило 14,2 тыс. Количество исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции, увеличилось на 16% и составило 209,6 тыс.

За отчетный период судебными приставами-исполнителями окончено 309,8 тыс. исполнительных документов (77,3%) на сумму 5986 млн руб. (64,9%). Из них реально исполнено 136 тыс. исполнительных документов (43,9%) на сумму 1603 млн руб. (26,8%).

Остаток неисполненных исполнительных документов на конец отчетного периода составил 90,9 тыс (22,7%) на сумму 3230 млн рублей (35,1%).

Снижение показателей объясняется тем, что судебными приставами-исполнителями строго исполняются требования ст. 77, 78 Закона, т. е. в первую очередь происходит взыскание во внебюджетный фонд развития исполнительного производства до полного погашения, а также обусловлено длительным процессом оформления документов на арестованное имущество, реализации арестованного имущества.

Еще одним фактором, влияющим на снижение данных показателей является то, что 22 подразделения службы (44%) находятся на территории сельскохозяйственных районов. Основными должниками являются сельскохозяйственные предприятия, экономическое положение которых находится в упадке. Взыскание с таких должников затруднено отсутствием денежных средств, ликвидного имущества, либо отсутствием правоустанавливающих документов на недвижимое имущество. Кроме того, учитывая рекомендации губернатора Челябинской области, служба судебных приставов ограничивала свои действия по исполнению исполнительных документов по сельхозпредприятиям должникам описью их имущества без его изъятия и передачи на реализацию. За 2000 г. арестовано имущество сельхозпредприятий на сумму 305,9 млн руб., передано на реализацию на 95,3 млн руб. (31%), реализовано на сумму 12,4 млн руб. (13%).

Судебными приставами в 2000 г. взыскано в пользу граждан, юридических лиц и государства более 1604 млн руб. (17,4%) , что на 3% больше, чем в 1999 г.

В отчетном периоде из общего количества исполнительных документов 72,3 тыс. (18%) составляют документы, относящиеся к социально-значимым категориям: заработная плата, детские пособия, взыскание задолженности по страховым взносам в пользу отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области. За указанный период более 276 млн руб. взыскано по данным исполнительным документам. Только в пользу отделения Пенсионного фонда РФ взыскано более 157 млн руб. В пользу жителей области по несвоевременно выплаченной заработной плате взыскано более 95 млн руб., более 22 млн руб. задолженности по детским пособиям.

С 1 января 2000 г. службе судебных приставов передан дополнительный объем работы по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налогов, сборов и иных платежей. Это явилось одной из причин увеличения суммы, подлежащей взысканию.

За 2000 г. в службу поступило 447 постановлений МНС на сумму 1481,2 млн руб. Налоговыми органами отозвано по возбужденным исполнительным производствам 59 постановлений на сумму 369,2 млн руб. (25%). Судебными приставами-исполнителями наложен арест на имущество должников на сумму 200,9 млн руб. (13,6%). На сумму 83,9 млн руб. (41,8%) имущество передано на реализацию. В бюджеты различных уровней перечислено 148,2 млн руб. (10,01%). Окончено 261 исполнительное производство на сумму 1164,3 млн руб. (78,6%).

Во исполнение указания Министерства юстиции РФ от 28.01.2000 г. № 549-АМ «О порядке исполнения постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным платежам» Управлением судебных приставов Главного управления юстиции издано Распоряжение № 6 от 06.03.2000 г. о взаимодействии с инспекциями Министерства по налогам и сборам по Челябинской области.

В соответствии с распоряжением в территориальных подразделениях судебных приставов из числа наиболее подготовленных сотрудников и инспекторов МНС РФ созданы рабочие группы по обеспечению взыскания налогов, сборов, разработаны планы работы совместных групп.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 142 от 25.04.00 г. в службе судебных приставов разработаны и осуществлены мероприятия, направленные на повышение эффективности работы службы по принудительному взысканию налогов, сборов и иных платежей.

Разработан и подписан совместный приказ между Главным управлением юстиции и Управлением МНС РФ по Челябинской области о порядке взаимодействия службы судебных приставов и налоговых органов; утвержденный приказ определяет основные положения деятельности судебных приставов-исполнителей и представителей налоговых инспекций МНС РФ по Челябинской области.

Согласно утвержденному плану проводились специальные комиссии по особо важным исполнительным производствам. За 2000 г. проведено 34 заседания комиссии ОВИП. По исполнению сводных исполнительных производств заслушано 111 докладов старших судебных приставов и судебных приставов-исполнителей 37 ПСП, в т. ч. 19 докладов по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налогов и сборов, 11 докладов по взысканию задолженности по детским пособиям, 3 доклада по исполнению постановлений таможенных органов.

На заседаниях комиссии были заслушаны главы администраций 19 районов Челябинской области, директора 142 предприятий-должников г. Челябинска и Челябинской области.

Увеличилось взыскание исполнительского сбора и составило 59,4 млн руб., что на 22,3% больше, чем в 1999 г. Перечислено 30% в бюджет через отделение Федерального казначейства 17,7 млн руб., в 1999 г. — 9,3 млн руб.

С целью повышения качественного и своевременного исполнения исполнительных документов судебными приставами-исполнителями, Управлением судебных приставов выполнен комплексный анализ и определено среднее статистическое количество исполнительных производств, предполагаемое на одного судебного пристава-исполнителя в месяц. Тем самым рассчитан показатель служебной нагрузки, который составил 27 исполнительных производств на 1 СПИ в месяц. За основу расчета показателя были взяты следующие параметры:

• время совершения процессуальных действий (в том числе исполнение требований судебных приставов по предоставлению информации о должнике);

• время оформления процессуальных документов;

• ежемесячное среднее количество рабочих часов судебного пристава-исполнителя.

Реальное состояние дел в службе таково, что среднемесячная нагрузка на 1 судебного пристава-исполнителя составляет 141 исполнительный документ. В 14 подразделениях она значительно выше среднеобластной, а в Озерском составляет 305 исполнительных документов; в Златоустов­ском — 256; в Коркинском — 236. Существующая штатная численность судебных приставов-исполнителей при такой нагрузке не обеспечивает качественное, своевременное исполнение исполнительных документов.

Невыполнение судебными приставами-исполнителями требований законодательства об исполнительном производстве ведет к поступлению в суды жалоб, рассматриваемых в порядке ст. 90 Закона.

За 2000 г. было рассмотрено 266 жалоб (в 1,1 раза больше, чем в 1999 г. – 128 жалоб). Из рассмотренных жалоб 89 (33,4%) признаны обоснованными (в 1999 г. – 24 жалобы (18,7%).

Нарушение судебными приставами-исполнителями Закона отмечается и в представлениях прокуратуры, направляемых в Управление судебных приставов по результатам проверок подразделений.

За 2000 г. в Управление поступило 53 представления об устранении нарушений закона.

За 2000 г. за допущенные нарушения законодательства об исполнительном производстве, в том числе по представлениям прокурора, в отношении 78 судебных приставов были применены дисциплинарные взыскания, 90 судебных приставов лишены премиального вознаграждения.

Закон в целях реального исполнения исполнительных документов в качестве мер воздействия на должника предусматривает наложение штрафа на должника в порядке, предусмотренном ст. 85, 87.

В 2000 г. данная мера стала чаще применяться судебными приставами-исполнителями. За 2000 г. на 157 должников и должностных лиц (1999 г. — 47 должников) наложен штраф на сумму 323 тыс. руб., на 169 тыс. (в 1,1 раза) больше, чем в 1999 г. Взысканная сумма штрафов составляет 127,3 тыс. руб. (39%).

Отсутствие четкой схемы и правильной организации процесса реализации имущества приводит к невысокой эффективности, серьезным потерям и невыполнению приоритетных задач службы судебных приставов. Реализацию арестованного имущества можно отнести к наиболее актуальным проблемам организации деятельности службы судебных приставов, потому что большая часть исполнительных производств заканчивается после реализации арестованного имущества и возврата денежных сумм взыскателю. Эта стадия завершает процесс принудительного взыскания по исполнительному производству и формирует результаты деятельности службы.

При разработке механизма реализации арестованного имущества были поставлены главные цели:

• обеспечить контроль службой судебных приставов за процессом реализации имущества;

• разработать пакет документов, детализирующих действия судебных приставов-исполнителей в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве» и действующего законодательства, касающегося реализации арестованного имущества;

• создать условия для повышения эффективности процесса реализации.

В течение года выполнен следующий объем работы:

1.  Разработаны и введены в действие приказом Главного судебного пристава от 16.02.00 г. № 163 «Методические рекомендации по обращению взыскания на имущество должника а процессе исполнения судебных решений и актов других органов».

2. Разработан и утвержден приказом Главного судебного пристава от 06.04.00 г. № 376-П «Порядок обращения взыскания на имущество должников при исполнении приставами требований исполнительных документов».

3. В апреле—мае 2000 г. с судебными приставами-исполнителями всех подразделений области проведены зональные семинары-совещания по изучению вышеназванных документов в городах: Троицке, Магнитогорске, Златоусте, Верхнем—Уфалее, Челябинске. Все судебные приставы-исполнители обеспечены разработанными документами.

4. Разработан «Сборник-прейскурант стоимости услуг и работ по оценке имущества в процессе исполнительного производства».

5.  С целью оказания помощи и контроля за работой судебных приставов-исполнителей по обращению взыскания на имущество должников и его реализации проведены проверки работы в 30 районных подразделениях за 12 месяцев текущего года.

6. По уведомлениям судебных приставов-исполнителей о предстоящих арестных мероприятиях недвижимого имущества и арестованном движимом имуществе должников подготовлено 1250 заключений о передаче на реализацию уполномоченным организациям.

7. Ведется реестр арестованного имущества согласно полученным уведомлениям судебных приставов-исполнителей и копиям актов ареста.

8. Ежемесячно в Управление поступают отчеты подразделений судебных приставов о работе с арестованным имуществом должников (арестовано, передано на реализацию, реализовано, приостановлено, передано взыскателю, возвращено должнику, находится на реализации в ОФДЦ), что позволяет уточнять информацию по арестованному имуществу, находящемуся в сводном реестре, и контролировать работу подразделений.

9. По мере реализации имущества из отделения Федерального долгового центра поступают отчеты о выполнении работ по договору агентирования № 07/1250 от 30.07.99 г., заключенному Главным управлением юстиции с Отделением Федерального долгового центра, и распределении денежных средств от продажи имущества и имущественных прав.

10. Получаемая из ОФДЦ информация позволяет контролировать реализацию имущества, передаваемого судебными приставами-исполнителями.

11. Проводится сверка показателей по реализации имущества должников между Управлением судебных приставов, подразделениями судебных приставов и Отделением Федерального долгового центра.

В целях исполнения судебных решений и актов иных органов, имеющих право обращения взыскания на имущество должников, судебными приставами-исполнителями всех подразделений Управления судебных приставов за 12 месяцев 2000 г. описано имущества на сумму 1025092472 руб. против 261491402 руб. в прошлом году.

Процесс реализации арестованного имущества при отсутствии должного централизованного контроля несет в себе возможность нарушений как со стороны уполномоченных организаций по реализации имущества, участвующих в этом процессе, так и со стороны судебных приставов-исполнителей. Служба судебных приставов Челябинской области на данном этапе сделала акцент на управление процессом реализации.

С этой целью Главное управление юстиции Челябинской области 30.07.1999 г. заключило договор агентирования на реализацию арестованного и конфискованного имущества должников с Федеральным долговым центром при Правительстве РФ. Имущество, имущественные права долж­ников передавались аккредитованным организациям по доверенности Отделения Федерального долгового центра по Челябинской области, с которыми ОФДЦ имеет договорные отношения. В 1999 г. таких организаций было 60, в 2000 г. — 90 и на 2001 г. аккредитовано 62 организации.

При назначении специалистов для оценки конфискованного и арестованного имущества судебные приставы-исполнители Управления судебных приставов руководствовались п.3 Постановления Правительства РФ от 23.04.99 г. № 459. По Челябинской области 6 организаций аккредитованы Федеральным долговым центром и имеют с ним договорные отношения.

В прошлом году мы ставили задачу активизировать исполнение по исполнительным документам в отношении должников сельхозтоваропроизводителей. Сумма, подлежащая взысканию, по состоянию на 01.09.2000 г. составляла около 750 млн руб., а на 01.01.2001 год составила 1345 млн руб., т. е. увеличилась практически вдвое.

8 сентября 2000 г. губернатор Челябинской области подписал Постановление № 364 «О мерах по формированию областного фонда зерна урожая 2000 г.», которым утверждены расчетные квоты поставок зерна и денежных средств для погашения задолженности сельхозтоваропроизводителей. Всего предполагалось получить на эти цели зерна на сумму 589,5 млн руб., в т. ч. наша отдельная строка 19,8 млн руб., т. е. впервые в отчетном году отдельной строкой в постановлении губернатора для погашения задолженности сельхозтоваропроизводителей по исполнительным документам, находящимся на исполнении в подразделениях судебных приставов, определены материальные ресурсы (зерно урожая 2000 г.). В связи с неурожаем зерновых квоты уменьшены на 30% и сумма по ССП составила примерно 13,8 млн руб. В течение октября — ноября месяцев руководители с/х районов со старшими судебными приставами 11-ти ПСП участвовали в работе комиссии ОВИП. В результате заключено 42 соглашения между сельхозтоваропроизводителями и подразделениями УСП по погашению задолженности за счет средств от реализации зерна на общую сумму 5,2 млн руб.

Неудовлетворительно сработали практически все 11районных ПСП, кроме Увельского, Октябрьского и Уйского подразделений. Полностью устранились от решения этого вопроса подразделения судебных приставов г. Троицка, хотя в районе 20 крупных сельхозпредприятий с суммарной задолженностью по исполнительскому сбору на 01.09.2000 г. — 2,5 млн руб. Очень слабо работали с руководителями хозяйств-должников в Агаповском, Верхнеуральском, Нагайбакском районах. Из этого необходимо извлечь уроки на текущий год.

Второй путь, который мы апробировали в отчетном году по погашению задолженности сельхозтоваропроизводителей, — это поставка молока в летний сезон переработчикам по трех сторонним соглашениям: переработчики за поставленное сырье производят оплату на депозитный счет ПСП.

К сожалению, долго готовились к этому шагу, а к осени было уже поздно, не стало молока. Есть некоторый опыт в районных подразделениях Варны, Пласта и Уйского.

Несмотря на явную недостаточность штатных единиц судебных приставов по ОУПДС, в 2000 г. удалось добиться определенных положительных результатов в обеспечении установленного порядка деятельности судов. За прошедший год обеспечено охраной 3059 судебных заседания, с которых по распоряжению судей удалено 286 человек, нарушающих установленный порядок судебных заседаний. Удалено из зданий судов за различные правонарушения 1178 человек, 171 из них переданы в органы внутренних дел для принятия мер административного воздействия. Осуществлено 3780 привода лиц, уклоняющихся от явки в суд, что составляет 62% от общего числа лиц, подлежащих приводу в принудительном порядке; 579 раз по распоряжению судей обеспечивалась доставка и охрана уголовных дел и вещественных доказательств. Осуществлено 2033 привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю. Обеспечено проведение 8985 исполнительных действий. Анализируя данные показатели, можно сделать вывод, что судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в 2000 г. осуществлялись практически все функции, предусмотренные законом РФ «О судебных приставах».

Вместе с тем существует ряд проблем, которые можно решить только на федеральном уровне.

Реальное состояние дел в службе таково, что среднемесячная нагрузка на 1 судебного пристава-исполнителя составляет 141 исполнительный документ, а в 14 подразделениях она значительно выше среднеобластной и составляет от 200 до 305 исполнительных документов. Существующая штатная численность судебных приставов-исполнителей при такой нагрузке не обеспечивает качественное и своевременное исполнение исполнительных документов. Результаты работы за 2000 г. показывают, что для повышения эффективности и качества исполнения судебных решений и актов других органов численность судебных приставов-исполнителей должна быть увеличена минимум в 2 раза (600 судебных приставов-исполнителей).

Основные проблемы, возникающие при обеспечении установленного порядка деятельности судов, касаются осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд. Для организации этой работы в первую очередь необходимо наличие специализированного автотранспорта, который в подразделениях судебных приставов отсутствует. Федеральным бюджетом не финансируются статьи расходов на его приобретение и эксплуатацию. Инструкция «О порядке исполнения постановлений прокуроров, следователей, органов дознания и определений судов о приводе свидетелей, обвиняемых и подсудимых» от 1972 г., которой рекомендовано руководствоваться в практической деятельности, явно устарела. Других нормативных актов, регламентирующих исполнение постановлений о приводе, в настоящее время нет. Порядок возмещения расходов свидетелям, потерпевшим также нуждается в переработке в соответствии с современными реалиями, в первую очередь предполагая их авансирование и финансирование подразделений судебных приставов для возмещения расходов на осуществление приводов.

Судебные приставы, осуществляющие привод, не наделены полномочиями по установлению личности подлежащих принудительному приводу лиц, что требует внесения определенных изменений в административное законодательство.

Судебные приставы-исполнители специализированного подразделения по розыску должников, имущества и взаимодействию с правоохранительными органами не наделены оперативно-розыскными полномочиями.

Необходимо привести в соответствие с Федеральными законами «О судебных приставах» и  «Об исполнительном производстве» действующее законодательство РФ.

До приведения действующего законодательства в соответствие с вышеуказанными законами заключить на уровне Министерства юстиции РФ и соответствующих министерств соглашения о предоставлении налоговыми, регистрационными органами, органами кредитно-банковской системы, Пенсионным фондом РФ по исполнению требований судебных приставов-исполнителей о предоставлении информации и совершению иных действий в рамках процесса исполнения судебных решений и актов иных органов.

Таким образом, подводя итог работы Службы судебных приставов Челябинской области за 2000 г., можно сделать вывод, что в целом служба работает в нормальном режиме. Конечно, есть вышеперечисленные проблемы, но далеко не исчерпаны внутренние резервы: в первую очередь — улучшение организации исполнения судебных актов и актов иных органов, укрепление исполнительской дисциплины, неукоснительное исполнение всеми госслужащими требований законов, приказов и указаний МЮ, УСП, усиление персонального контроля со стороны старших судебных приставов, формирование качественного кадрового резерва, обучение личного состава

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY