|
|
Кому
платить налог с продаж?
Субъекты упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности не могут быть привлечены
к уплате налога с продаж
Разъяснение ГНИ по Челябинской области от
29 октября 1998 г. № 05-11/220, опубликованное в газете «Референт» №
22 за 1998 год, по нашему мнению, не согласуется с действующим законодательством.
В третьем абзаце вышеназванного разъяснения утверждается, что налог
с продаж является косвенным налогом, где предприятия-плательщики являются
его сборщиками, а именно, предъявляют налог с продаж покупателю в цене
товара, получают и затем уплачивают его в бюджет.
Действующее налоговое законодательство не предусматривает классификации
налогов на прямые и косвенные. Термин «косвенный налог» применяется
в теории налогообложения. Однако как теория, так и законодательная практика
не связывают косвенный характер налога с тем, за чей счет фактически
производится уплата налога. Так, налог на добавленную стоимость, являясь
косвенным налогом, не относится на затраты (издержки обращения) предприятий,
а предъявляется потребителю и оплачивается за его счет. Но налогоплательщиком
НДС является предприятие, реализующее товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой
системы в РФ» плательщиками налога с продаж признаются юридические лица,
а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность
без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары
(работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Термин «налогоплательщик» определен в статье 3 Закона РФ «Об основах
налоговой системы в РФ»: «Плательщиками налогов являются юридические
лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в
соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать
налоги.
Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются
налогоплательщиками».
Статьей 4 вышеупомянутого закона предусмотрен обязательный порядок постановки
налогоплательщиков на учет в органах Государственной налоговой службы
Российской Федерации.
Таким образом, под налогоплательщиком в законодательстве понимается
субъект (юридическое или физическое лицо), которое идентифицировано
налоговыми органами. Поэтому применение термина «налогоплательщик» к
неопределенному кругу лиц (покупателей за наличный расчет) необоснованно.
Например, в соответствии с действующим законодательством, налогоплательщиками
подоходного налога с физических лиц являются конкретные физические лица,
подлежащие постановке на налоговый учет непосредственно налоговыми органами
(в случае предоставления налоговой декларации), либо предприятиями,
выплачивающим доход (налоговая карточка).
В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы
в РФ» налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами
субъектов Российской Федерации. С введением в действие представительными
органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих
субъектов РФ не взимается ряд местных и региональных налогов, предусмотренных
статьями 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
То есть налог с продаж является альтернативным налогом ряду местных
налогов.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря
1995 года № 222-ФЗ определено, что применение упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего
Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных
законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных
налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам
хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций,
применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности,
законом установлен исчерпывающий перечень налогов и других обязательных
платежей, подлежащих уплате сверх единого налога. Это таможенные платежи,
государственные пошлины, налог на приобретение автотранспортных средств,
лицензионные сборы, отчисления в государственные социальные внебюджетные
фонды.
Учитывая вышеизложенное, субъекты упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности, по нашему мнению, не могут быть привлечены к уплате
налога с продаж.
|
|
|