О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Кому платить налог с продаж?

Субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не могут быть привлечены к уплате налога с продаж

Разъяснение ГНИ по Челябинской области от
29 октября 1998 г. № 05-11/220, опубликованное в газете «Референт» № 22 за 1998 год, по нашему мнению, не согласуется с действующим законодательством.
В третьем абзаце вышеназванного разъяснения утверждается, что налог с продаж является косвенным налогом, где предприятия-плательщики являются его сборщиками, а именно, предъявляют налог с продаж покупателю в цене товара, получают и затем уплачивают его в бюджет.
Действующее налоговое законодательство не предусматривает классификации налогов на прямые и косвенные. Термин «косвенный налог» применяется в теории налогообложения. Однако как теория, так и законодательная практика не связывают косвенный характер налога с тем, за чей счет фактически производится уплата налога. Так, налог на добавленную стоимость, являясь косвенным налогом, не относится на затраты (издержки обращения) предприятий, а предъявляется потребителю и оплачивается за его счет. Но налогоплательщиком НДС является предприятие, реализующее товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Термин «налогоплательщик» определен в статье 3 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками».
Статьей 4 вышеупомянутого закона предусмотрен обязательный порядок постановки налогоплательщиков на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Таким образом, под налогоплательщиком в законодательстве понимается субъект (юридическое или физическое лицо), которое идентифицировано налоговыми органами. Поэтому применение термина «налогоплательщик» к неопределенному кругу лиц (покупателей за наличный расчет) необоснованно.
Например, в соответствии с действующим законодательством, налогоплательщиками подоходного налога с физических лиц являются конкретные физические лица, подлежащие постановке на налоговый учет непосредственно налоговыми органами (в случае предоставления налоговой декларации), либо предприятиями, выплачивающим доход (налоговая карточка).
В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. С введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ не взимается ряд местных и региональных налогов, предусмотренных статьями 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
То есть налог с продаж является альтернативным налогом ряду местных налогов.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ определено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, законом установлен исчерпывающий перечень налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате сверх единого налога. Это таможенные платежи, государственные пошлины, налог на приобретение автотранспортных средств, лицензионные сборы, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.
Учитывая вышеизложенное, субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, по нашему мнению, не могут быть привлечены к уплате налога с продаж.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY