О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Мошенничество
как вид латентной преступности

В. И. Лесняк,
начальник УВД г. Челябинска, полковник милиции

10 ноября страна отметила День милиции. Накунуне в гостях у «Южноуральского юридического вестника» побывал начальник милиции города, которого мы поздравили с праздником и попросили подготовить публикацию о наиболее распространенных видах мошенничества. Предлагаем вниманию читателей статью нашего гостя.
Мошенники мало что изобрели и привнесли нового в свой вид деятельности. Те же колпачки-мыльницы, махинации с подделками, липовые фирмы и прочее. Однако ничто не стоит на месте, с течением времени и изменением обстоятельств совершенствуются и способы обмана. Какие и сколько их на сегодняшний день?
Подобные цыганским гаданиям я бы отнес к первому виду мошенничеств — на бытовом, потребительском уровне. К той же категории причислю всевозможные моментальные и «беспроигрышные» лотереи, лототроны, игры с мыльницами, основанную на ловкости рук при размене купюр так называемую «ломку денег» — то, что каждый из вас не раз по крайней мере наблюдал на улицах, вокзалах, в поездах, а то и становился участником.
Из всех это наиболее примитивные и, на первый взгляд, безобидные махинации. В самом деле, казалось бы, все зависит от бдительности «клиента»: устоял от соблазна, не попался на удочку — и деньги целы, и ты невредим. Но не так все просто в действительности. Взять тех же уличных зазывал-колпачников, предлагающих испытать удачу в игре. Сколько предупреждений об их лукавстве было высказано в адрес азартных! Но не только сама по себе ставка на всеобщий азарт страшна.
Наверняка даже маловнимательные уже заметили, что в подобном промысле ведущий игру действует не один. В помощниках целая группа — зазывалы, статисты, кассир, которому передаются деньги, как только они бывают получены. Однако и в таком коллективе напарники не застрахованы от финансовых потерь. Чтобы их исключить, нужна надежная охрана. Но кто еще, кроме криминальных структур, может ее колпачникам-мыльничникам обеспечить? С ними и договариваются. За определенную плату, конечно. И, заключив соглашение, уже навсегда попадают в зависимость от криминала, поскольку если уж в той среде почувствовали денежный интерес, приложат все силы, чтобы его не упустить — потому как хищники. А хищнику, даже мелкому, нужна территория, на которой он будет охотиться и на которую постороннего не пустит. Пока не придет более сильный. Тогда территория станет спорной. А к чему приводит борьба за сферы влияния, мы все уже знаем: выстрелы, кровь, смерть.
Однако при всей сложности описанный вид специалисты не относят к профессиональным мошенничествам, в которых преступник уже сам заранее выбирает жертву. Говоря о второй группе комбинаторов рассматриваемых нами преступлений, в первую очередь я бы назвал «катал» — профессиональных карточных шулеров. Перед их способностями, даже талантом и ловкостью бессильны оказываются порой и правоохранительные органы, Несколько лет назад челябинским сыщикам понадобилась помощь самого Акопяна, чтобы доказать мошенничество в действиях одного профессионального шулера. Только когда известный фокусник был привлечен в качестве эксперта, дело у милиции пошло на лад.
В группу профессионалов попали и «разгонщики». Название известно еще со времен нэпа, а сама категория «комбинаторов» досталась нам в наследство от социалистического периода. Из той эпохи и приведу один пример. Приходит на работу, допустим, директор магазина. А через час в его квартире раздается звонок. Молодые люди, которых обнаруживает на пороге дома супруга хозяина, сообщают: муж послал предупредить — скоро появится ОБЭП, срочно соберите все ценное. Тогда не на шутку перепуганная женщина достает из тайников все самое для нее дорогое, и в квартире действительно появляются люди с «корочками». Дальше все как полагается: соседей в понятые, обыск (впрочем, искать-то ничего уже не надо — все наготове), изъятие «незаконным путем нажитых ценностей». Вечером взволнованная жена встречает мужа, а тот и слыхом ничего не слыхивал об обыске и ОБЭП.
Не менее закрученный сюжет и с методом подбрасывания кошелька, когда «случайный» прохожий становится свидетелем вашей неожиданной находки и предлагает поделить содержимое оброненного кем-то кошелька пополам. Но в самый разгар дележа откуда ни возьмись объявляется владелец портмоне и просит вернуть потерю назад. При пересчете же своих сбережений обнаруживает «недостачу», и тому, кто еще минуту назад считал себя счастливым обладателем находки, приходится расстаться уже и со своими деньгами — чтобы не заподозрили в недобром и шум не поднимали. Но самыми пакостным из этого разряда мошенников являются те, кто, пользуясь нынешними условиями жизни, появляется в квартирах пенсионерров под видом работников собеса и предлагает сравнительно недорогие продукты или обмен купюр на более новые. Ведь доверчивые старики порой отдают свои последние сбережения.
Но проблема еще и в том, что не только доверчивость граждан играет на руку подобного рода дельцам. Мошенничества — один из видов латентной преступности. Большая часть потерпевших предпочитает никуда не обращаться за помощью, не заявлять о происшедшем в милицию. На этом основывается и уверенность мошенников в своей безнаказанности, это и затрудняет борьбу с подобными преступлениями. В такой ситуации мы вынуждены начинать работу не с мошенников, а с их будущих жертв. Наиболее эффективным способом борьбы с этим видом преступлений становится предупреждение. Только вопрос все же остается открытым: будет ли это предупреждение услышано потенциальными потерпевшими? Пока, сколько бы ни говорилось на эту тему, в городе ежедневно регистрируется в среднем по три подобных преступления.
Следующие два вида мошенничеств сравнительно новые. Мошенничества в сфере предпринимательства появились лишь в начале нынешнего десятилетия — вместе с созданием различных АО, ТОО и прочих структур. Однако, лишь появившись, новый «вид деятельности» быстро набрал обороты, и на сегодняшний день подобные преступления составляют чуть ли не пятьдесят процентов от всего числа мошенничеств. В основном это получение в фирмах товара по поддельным документам: платежным поручениям, чужим (потерянным или украденным у хозяина) паспортам. Тот же способ, но уже более усовершенствованный, — регистрация фиктивных фирм, от лица которых уже заключаются договоры, в том числе и с предприятиями-производителями, на реализацию товара. Последующая схема та же — с полученной продукцией мошенники бесследно исчезают. Один из подобного рода деятелей, задержанный в прошлом году сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями городского УВД, нанес своим «партнерам» ущерб в общей сложности на два с половиной миллиарда рублей. За два последних года его самой масштабной сделкой стало получение на 1,2 миллиарда рублей бензина. Всего же правоохранительным органам на сегодняшний день известно уже о более чем десяти подобных договорах, заключенных им же.
Многострадальные вкладчики — жертвы всевозможных финансовых пирамид, начиная от «МММ» и заканчивая небезызвестным южно-уральцам Челябинским автомобильным клубом, — уже вкушают плоды деятельности мошенников еще в одной сфере — кредитно-финансовой. Сотни, если не тысячи таких, лелея последнюю надежду вернуть свои деньги, обивают сейчас пороги судов. Тем не менее самыми опасными по ущербу из этого вида мошенничеств на сегодняшний день оказались преступления в банковской сфере, о которых еще два года назад вряд ли кто что-нибудь слышал. Однако уже в прошлом году только в Челябинске мошенники дважды пытались сбыть фальшивые векселя Сбербанка. Одна из попыток, когда банку было предложено оплатить подделки более чем на 20 миллиардов рублей, сорвалась. В другом случае сумма была несколько ниже — «всего» 4 миллиарда рублей, но вряд ли фирме, с которой мошенники расплатились фальшивыми векселями, она покажется малой.
Хотелось бы надеяться, что наши читатели смогут избежать всех перечисленных в статье неприятностей и сделают для себя соответствующие выводы.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY