О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Полномочия органов местного
самоуправления в сфере
градостроительной деятельности

Е.С. Четвертакова,
консультант правового управления аппарата Законодательного собрания,
преподаватель кафедры конституционного и муниципального права ЧелГУ

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством. Другими словами, это круг дел, решение которых обеспечивает локальную жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей.
Перечень вопросов местного значения содержится в статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 3 Закона Челябинской области «О местном самоуправлении в Челябинской области», однако он не является исчерпывающим. Содержание каждого из вопросов может раскрываться в специальном отраслевом нормативном правовом акте. Так, к деятельности при решении вопросов, предусмотренных подпунктами 9, 10 пункта 1 статьи 6 названного выше Федерального закона, относятся регулирование планировки и застройки территорий муниципального образования, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Названный кодекс определяет предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства, регламентирует деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по реализации их полномочий в области градостроительства в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, закрепляет возможность принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам градо-строительной деятельности.
Одним из важных принципов осуществления градостроительной деятельности является согласование государственных и общественных интересов, которые, в соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Причем предметы ведения местного самоуправления, полномочия выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований.
Так, в Уставе муниципального образования города Магнитогорска, принятом городским Собранием депутатов 30 июля 1997 года, детально указаны полномочия администрации города в области строительства. В частности, согласно ст. 37 Устава города, городская администрация:
организует подготовку генерального плана города и проекта планировки пригородной зоны, проектов детальной планировки и застройки районов, микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства города; разрабатывает правила застройки города в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение городского Собрания депутатов;
осуществляет контроль за соблюдением утверж-денных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, организует экспертизу проектов;
выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия;
выдает разрешение на строительство на территории города всех объектов производственного назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает уча-стие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города;
привлекает на договорной основе предприятия, другие организации к участию в развитии мощно-стей строительной индустрии и промышленности строительных материалов для производства работ на территории города.
В Уставе муниципального образования рабочего поселка Роза, принятом поселковым Советов депутатов 25 декабря 1997 года, о генеральном плане развития поселка говорится в контексте полномочий поселкового Совета депутатов. Так, ст. 27 Устава определяет: «Генеральный план развития поселка разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Генеральный план поселка имеет обязательную силу для всех предприятий, учреждений и организаций на территории поселка, а также для граждан при осуществлении индивидуального строительства. Программы, утвержденные поселковым Советом депутатов по вопросам использования земель застройки, охраны и улучшения состояния окружающей природной среды, капитального строительства и по другим вопросам, не должны противоречить генеральному плану развития поселка».
Самостоятельная глава посвящена планированию развития города в Уставе муниципального образования города Карабаша, принятом на местном референдуме 17 декабря 1995 года. Согласно статье 45 Устава ,Генеральный план развития города Карабаша — обязательный для всей его территории юридический документ, определяющий условия проживания и направления территориального развития, функционированное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия в интересах Карабаша. Данный план наряду с архитектурно-планировочными решениями включает в себя инвестиционный проект, градостроительный кадастр, а также условия землепользования и землевладения.
В целях достижения целей, установленных Генеральным планом развития Карабаша, его Уставом в ст. 46 предусмотрены долго- и краткосрочные программы, определяющие этапы и социально-экономические приоритеты на каждом из них.
Иначе вопрос развития территории регламентирован в Уставе муниципального образования города Златоуста, принятом городским Собранием депутатов 28 марта 1997 года. Согласно ст. 49 Устава, территориальное планирование развитие Златоуста осуществляется с учетом особенностей пользования земельных участков, установленных на основе процедуры зонирования. Оно осуществляется в соответствии с федеральными и региональными программами использования и охраны земель и генеральными планами Златоуста и других населенных пунктов города на основе схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Златоуста.
Эти примеры показывают различные способы закрепления в уставах муниципальных образований вопросов, связанных с градостроительной деятельностью. Вместе с тем, Градостроительным кодексом органам местного самоуправления предоставлено право разрабатывать и принимать специальные правовые акты в сфере градостроительной деятельности (градостроительные регламенты, правила застройки и т. д.). В настоящее время в целях обеспечения оперативного руководства по основным направлениям градостроительной деятельно-сти в Челябинской области разработаны методиче-ские рекомендации по составлению Правил землепользования и застройки населенных мест.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY