|
|
Полномочия
органов местного
самоуправления в сфере
градостроительной деятельности
Е.С. Четвертакова,
консультант правового управления аппарата Законодательного собрания,
преподаватель кафедры конституционного и муниципального права ЧелГУ
Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,
отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии
с законодательством. Другими словами, это круг дел, решение которых
обеспечивает локальную жизнедеятельность муниципального образования
и удовлетворение потребностей его жителей.
Перечень вопросов местного значения содержится в статье 6 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» и статье 3 Закона Челябинской области «О местном самоуправлении
в Челябинской области», однако он не является исчерпывающим. Содержание
каждого из вопросов может раскрываться в специальном отраслевом нормативном
правовом акте. Так, к деятельности при решении вопросов, предусмотренных
подпунктами 9, 10 пункта 1 статьи 6 названного выше Федерального закона,
относятся регулирование планировки и застройки территорий муниципального
образования, создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской
Федерации.
Названный кодекс определяет предметы ведения местного самоуправления
в области градостроительства, регламентирует деятельность местных органов
архитектуры и градостроительства по реализации их полномочий в области
градостроительства в городских и сельских поселениях, других муниципальных
образованиях, закрепляет возможность принятия органами местного самоуправления
нормативных правовых актов по вопросам градо-строительной деятельности.
Одним из важных принципов осуществления градостроительной деятельности
является согласование государственных и общественных интересов, которые,
в соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
обеспечиваются органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Причем предметы ведения местного самоуправления, полномочия выборных
и других органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления
в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных
образований.
Так, в Уставе муниципального образования города Магнитогорска, принятом
городским Собранием депутатов 30 июля 1997 года, детально указаны полномочия
администрации города в области строительства. В частности, согласно
ст. 37 Устава города, городская администрация:
организует подготовку генерального плана города и проекта планировки
пригородной зоны, проектов детальной планировки и застройки районов,
микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных
сооружений и благоустройства города; разрабатывает правила застройки
города в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение
городского Собрания депутатов;
осуществляет контроль за соблюдением утверж-денных проектов строительства
объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения,
организует экспертизу проектов;
выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и
производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств
или на основе долевого участия;
выдает разрешение на строительство на территории города всех объектов
производственного назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое
с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке
в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского
назначения, а также принимает уча-стие в приемке в эксплуатацию других
законченных объектов, расположенных на территории города;
привлекает на договорной основе предприятия, другие организации к участию
в развитии мощно-стей строительной индустрии и промышленности строительных
материалов для производства работ на территории города.
В Уставе муниципального образования рабочего поселка Роза, принятом
поселковым Советов депутатов 25 декабря 1997 года, о генеральном плане
развития поселка говорится в контексте полномочий поселкового Совета
депутатов. Так, ст. 27 Устава определяет: «Генеральный план развития
поселка разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном действующим
законодательством. Генеральный план поселка имеет обязательную силу
для всех предприятий, учреждений и организаций на территории поселка,
а также для граждан при осуществлении индивидуального строительства.
Программы, утвержденные поселковым Советом депутатов по вопросам использования
земель застройки, охраны и улучшения состояния окружающей природной
среды, капитального строительства и по другим вопросам, не должны противоречить
генеральному плану развития поселка».
Самостоятельная глава посвящена планированию развития города в Уставе
муниципального образования города Карабаша, принятом на местном референдуме
17 декабря 1995 года. Согласно статье 45 Устава ,Генеральный план развития
города Карабаша — обязательный для всей его территории юридический документ,
определяющий условия проживания и направления территориального развития,
функционированное зонирование, застройку и благоустройство территории,
сохранение историко-культурного и природного наследия в интересах Карабаша.
Данный план наряду с архитектурно-планировочными решениями включает
в себя инвестиционный проект, градостроительный кадастр, а также условия
землепользования и землевладения.
В целях достижения целей, установленных Генеральным планом развития
Карабаша, его Уставом в ст. 46 предусмотрены долго- и краткосрочные
программы, определяющие этапы и социально-экономические приоритеты на
каждом из них.
Иначе вопрос развития территории регламентирован в Уставе муниципального
образования города Златоуста, принятом городским Собранием депутатов
28 марта 1997 года. Согласно ст. 49 Устава, территориальное планирование
развитие Златоуста осуществляется с учетом особенностей пользования
земельных участков, установленных на основе процедуры зонирования. Оно
осуществляется в соответствии с федеральными и региональными программами
использования и охраны земель и генеральными планами Златоуста и других
населенных пунктов города на основе схем расселения, природопользования
и территориальной организации производительных сил Златоуста.
Эти примеры показывают различные способы закрепления в уставах муниципальных
образований вопросов, связанных с градостроительной деятельностью. Вместе
с тем, Градостроительным кодексом органам местного самоуправления предоставлено
право разрабатывать и принимать специальные правовые акты в сфере градостроительной
деятельности (градостроительные регламенты, правила застройки и т. д.).
В настоящее время в целях обеспечения оперативного руководства по основным
направлениям градостроительной деятельно-сти в Челябинской области разработаны
методиче-ские рекомендации по составлению Правил землепользования и
застройки населенных мест.
|
|
|