|
|
О ПОЛОЖЕНИИ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ
РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
Решение Челябинской
городской Думы
от 28 октября 1997 г. № 16/2
На основании Закона Российской Федерации от 14.07.92 № 3295-1 «Об основах
градостроитель-ства в Российской Федерации», Закона РСФСР от 19.12.91
№ 2060-1 «Об охране окружающей природ-ной среды», статьи 15 Федерального
Закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», Устава города Челябинска, Челябинская
городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Положение о защите прав граждан при реализации градостроительных
решений в городе Челябинске.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя
главы города по градо-строительству А.Н. Исупова и председателя комиссии
Челябинской городской Думы В.А. Тупикина.
3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением Челябинской городской Думы
от 28 октября 1997 г. № 16/2
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение принимается на основании Закона Российской
Федерации от 14 июля 1992 года № 3295-1 «Об основах градостроительства
в Российской Федерации», Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1
«Об охране окружающей природной среды», Устава города Челябинска, решений
Челябинской городской Думы от 11 марта 1997 года № 4/1 «О структуре
органов местного самоуправления города Челябинска» и от 19 июня 1997
года № 10/2 «О временном положении о территориальном общественном самоуправлении
в городе Челябинске», постановления главы города от 1 сентября 1997
года № 1132-п «Об отделе территориального общественного самоуправления»
и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации
градостроительных решений в городе Челябинске (далее — градостроительные
решения).
1.2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности физических
и юридических лиц, главы города, городской Думы и (или) должностных
лиц администрации города при согласовании их законных интересов в процессе
подготовки и принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию
градостроительных решений, регламентирует порядок информирования граждан
о возможной реализации градостроительных проектов.
2. Об участии граждан в процессе подготовки градостроительных решений
2.1. Граждане, проживающие в городе Челябинске и достигшие 18-летнего
возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений
и подготовки проектов градостроительных решений до принятия администрацией
города правового акта о реализации конкретного архитектурно-строительного
проекта.
2.2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
2.2.1. На получение от администрации города и администраций районов
Челябинска достоверной информации о конкретных градостроительных решениях
по строительству, реконструкции, комплекс-ному благоустройству территории
в порядке, установленном законодательством.
2.2.2. На участие в проведении независимой экспертизы градостроительных
проектов за счет собственных средств.
2.2.3. На участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития
территории до их утверждения соответствующими должностными лицами.
2.3. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития
территории устанавливаются:
2.3.1. Реконструкция объектов жилого фонда.
2.3.2. Строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений
и других объектов социальной инфраструктуры.
2.3.3. Развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания
и общественного питания.
2.3.4. Строительство жилых домов, в том числе социального использования,
гостиниц, мотелей.
2.3.5. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе
тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных авто-стоянок
и гаражей, устройство транспортных развязок.
2.3.6. Строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений
культуры.
2.3.7. Реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление
церквей и молельных домов.
2.3.8. Комплексное благоустройство территории.
2.3.9. Вывод с территории экологически вредных предприятий и производств.
2.3.10. Расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок.
2.3.11. Вывод с селитебных территорий складских помещений и оптовых
торговых предприятий.
2.3.12. Снос плоскостных гаражей, гаражей-ракушек и предоставление лицам,
обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению
мест в многоэтажных гаражах.
2.3.13. Снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек,
вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок и
иных земельных участков.
2.3.14. Комплексный подход к реконструкции фасадов зданий и сооружений.
2.3.15. Использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов,
тротуаров, скверов и газонов.
2.3.16. Иные приоритетные задачи, установленные и утвержденные в градостроительной
документации.
С учетом мнения населения по месту житель-ства и на уровне района, при
наличии (отсутствии) противоречий с городскими градостроительными программами
и планами городская Дума или глава города Челябинска принимают решение
о сохранении или изменении приоритета архитектурно-строительного проекта
или градостроительной программы, разработанной управлением градостроительства
администрации города.
2.4. Граждане в случае совершения противозаконных действий в процессе
реализации градостроительных решений несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством.
2.5. Должностные лица администрации города обязаны:
2.5.1. До принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта
проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих
градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой
реализации такого проекта;
2.5.2. Обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта
в органах территориального общественного самоуправления и принятия ими
соответствующего заключения.
3. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в
органах управления районов города Челябинска
3.1. Граждане, проживающие на территории районов города Челябинска,
осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию
градостроительных решений, через своих полномочных представителей в
комитетах территориального общественного самоуправления.
На уровне района права и законные интересы жителей в части подготовки
и принятия решений по вопросам строительства и использования недвижимости
реализуют и должны защищать муниципальные советы районов, в том числе
путем принятия решений, согласования в установленном порядке градостроительной
документации, подачи предложений и замечаний в органы администрации
города Челябинска, организации проведения опроса, а также с помощью
иных в законном порядке установленных полномочий.
3.2. Муниципальный совет района и районная администрация обладают следующими
полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации
градостроительных проектов на уровне районов города Челябинска:
3.2.1. На рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции
объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их
запросам органами администрации города Челябинска или субъектами градостроительной
и инвестиционной деятельности на территории района, для выработки предложений
и соответствующих заключений;
3.2.2. На передачу для обязательного рассмотрения в органы администрации
города Челябинска предложений по реализации градостроительных решений
и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического
состояния среды обитания, обеспечения бытовых, социально-культурных
и иных условий проживания граждан;
3.2.3. На внесение в органы администрации города Челябинска конкретных
предложений по строительству жилых домов, школ, дошкольных учреждений,
поликлиник, аптек, спортивных сооружений, автостоянок, гаражей и иных
социально значимых объектов;
3.2.4. На получение информации от местных комитетов территориального
общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите
прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;
3.2.5. На рассмотрение коллективных жалоб граждан, заключений комитетов
территориального общественного самоуправления по поводу готовящихся
или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории
соответствующего района;
3.2.6. На создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных
жалоб граждан, а также заключений комитетов территориального обще-ственного
самоуправления по поводу готовящегося градостроительного проекта;
3.2.7. На рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития
и застройки территории района, схемы зонирования территории района или
микрорайона.
3.3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных
решений в районах города Челябинска определяется действующим законодательством
Российской Федерации и Челябинской области, Уставом города Челябинска,
нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
4. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в
органах городского самоуправления
4.1. Граждане, проживающие в городе Челябин-
ске, осуществляют свои права по реализации градо-строительных решений
через своих полномочных представителей — главу города Челябинска, заместителя
главы города Челябинска по градостроительству, депутатов Челябинской
городской Думы, комитеты территориального общественного самоуправления.
В городе Челябинске реализацию градостроительных решений осуществляют
городская Дума и администрация города путем выпуска нормативных правовых
актов, заключения инвестиционных контрактов и иных гражданско-правовых
договоров с физическими и юридическими лицами, выдачи государственных
актов, утверждения градостроительной документации, принятия обращений
в органы государственной власти Челябинской области, выхода с законодательной
инициативой, а также используя иные законным порядком установленные
полномочия.
4.2. При осуществлении градостроительных решений должностные лица реализуют
в полном объеме права и обязанности городского самоуправления в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской
Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов
городского самоуправления.
5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих в реализации
архитектурно-строительных проектов
5.1. Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно-строительных
проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной
(проектно-разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих
прав и интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с
действующим законодательством, либо в досудебном порядке должностными
лицами городской администрации в соответ-ствии с их компетенцией.
6. Порядок согласования интересов граждан, районных и городских интересов
при реализации градостроительных решений
6.1. Необходимость согласования интересов граждан, районных и городских
интересов возникает при инициации, разработке и реализации градо-строительных
проектов и планируемых изменений условий использования недвижимости,
а также при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов
по месту жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление
общих социально значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей
реализации.
6.2. Инициаторами процесса согласования могут выступить:
6.2.1. Глава города Челябинска;
6.2.2. Челябинская городская Дума;
6.2.3. Муниципальный совет района;
6.2.4. Глава районной администрации;
6.2.5. Комитеты территориального общественного самоуправления;
6.2.6. Граждане по месту жительства в порядке народной правотворческой
инициативы;
6.2.7. Инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный
проект.
6.3. Инвестор (строитель) до оформления документов на проектирование
и строительство обязан проинформировать комитет территориального общественного
самоуправления путем предоставления проекта постановления на проектирование
(строительство) с необходимыми приложениями.
6.4. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора
или строителя, заключения комитета территориального общественного самоуправления
глава районной администрации направляет полученные предложения на рассмотрение
в муниципальный совет района. В случае принятия муниципальным советом
района решения об инициации процесса согласования глава районной администрации
письмом оповещает комитет территориального общественного самоуправления
об установлении границы территории согласования интересов в соответствии
с градостроительным приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении главой районной администрации решения муниципального совета
района или постановления (распоряжения) органа администрации города
Челябинска процесс согласования иници-ируется и проводится в обязательном
порядке в трехмесячный срок со дня получения такого решения (распоряжения,
постановления).
6.5. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не
менее чем одного квартала (микрорайона) проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации правовыми актами Челябинской
области, Челябинской городской Думы, постановлениями главы города и
решениями районной администрации.
Основными методами выявления интересов жителей являются:
6.5.1. проведение собраний (сходов);
6.5.2. проведение конференций;
6.5.3. получение заключений от комитета территориального общественного
самоуправления;
6.5.4. опрос на территории не менее чем одного микрорайона.
6.6. После подведения итогов согласования муниципальный совет района
рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан по
месту жительства, вырабатывает предложения и программы (планы) социально-экономического
развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.
6.7. Результат выявления интересов граждан по месту жительства, решение
муниципального совета района — а в случае несогласия с этим решением
особое мнение районной администрации — направляются в соответствующие
органы администрации города Челябинска.
6.8. Глава города Челябинска принимает окончательное решение по реализации
проекта в зависимости от градостроительных приоритетов города.
7. Механизмы реализации и защиты приоритетных направлений развития
территории при осуществлении градо-строительной деятельности
7.1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и конкретных
проектов по развитию территории при осуществлении градостроительной
деятельности органы городского самоуправления в установленном порядке
используют следующие механизмы:
7.1.1. Предоставление в установленном порядке налоговых льгот или налогового
кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при производстве
строительных работ;
7.1.2. Частичное и полное освобождение социально значимых предприятий,
организаций от аренд-
ной платы за землю и нежилые помещения, за использование городской инфраструктуры,
также от иных платежей;
7.1.3. Предоставление льготного кредитования физическим и юридическим
лицам уполномоченными банками под гарантии органов управления района
или администрации города Челябинска;
7.1.4. Обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования
градостроительной и иной документации в органах администрации города
Челябинска;
7.1.5. Иные механизмы поддержки со стороны органов городского самоуправления.
7.2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения противоречащего
установленным градостроительным приоритетам использования объектов недвижимости,
экологически и социально вредной деятельности физических и юридических
лиц на территории города администрация города Челябинска использует
в отношении нарушителей:
7.2.1. Отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров владения,
пользования и распоряжения земельными участками на новые сроки, применение
повышенных ставок арендной платы за землю и иную недвижимость, применение
повышенных ставок платежей за использование объектов городской инфраструктуры;
7.2.2. Применение штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством;
7.2.4. Предъявление требований в судебном порядке о возмещении материального
ущерба и морального вреда, причиненного физическими и юридическими лицами
путем ущемления законных интересов граждан (при нарушении экологической
безопасности, самовольном строительстве и самозахвате земель, чинении
препятствий предприятиям и организациям при проведении приоритетной
градостроительной деятельности, иных противо-правных действиях);
7.2.5. Обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей
материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
7.2.6. Иные законные способы воздействия.
7.3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана несовместимой
с приоритетными задачами развития территории, должны быть заблаговременно,
не позднее чем за три месяца, предупреждены о возможном применении к
ним установленных санкций путем направления им предписания соответствующими
органами местного самоуправления.
7.4. При невозможности для граждан, проживающих на территории, без значительного
для себя материального или морального ущерба в течение трех месяцев
с момента получения предписания прекратить пользование земельными участками
и вывезти с территории принадлежащие им гаражи, временные сооружения
для стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые
павильоны и иные самовольно построенные объекты районная администрация
может предоставить им отсрочку в пределах до трех месяцев.
7.5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их согласие
и готовность принять меры к прекращению не соответствующей приоритетам,
экологически и социально вредной деятельности на территории. Среди таких
мер могут быть: вступление в гаражно-строительный кооператив, долевое
участие в строительстве многоэтажных и подземных гаражей, стоянок, художественных
мастерских, коллективная организация работ по ремонту и переоформлению
фасадов зданий, оформление прав пользования земельными участками для
осуществления своей деятельности на другой территории, где она допустима,
а также иные документально подтвержденные действия и намерения.
7.6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства администрации
районов или города Челябинска обязаны до начала вывода сооружений (гаражей
и др.) предоставить всем получившим предписание владельцам право приоритетного
приобретения или принятия долевого участия в централизованном строительстве
сооружения того же назначения на территории района или в ближайших районах
(территориях) города Челябинска.
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.А.КРЮКОВ
|
|
|