О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

О создании нормативно-правовой
базы городского самоуправления Челябинска

А. В. ИВАНОВ,
начальник организационно-экспертного отдела
Челябинской городской Думы,
кандидат технических наук

Создание нормативно-правовой базы муниципального образования является одной из главных задач вновь избранных глав и представительных органов местного самоуправления — такова позиция министра по региональной политике РФ Валерия Александровича Кирпичникова.
Нормативно-правовая база (далее — НПБ) муниципального образования — это целостная система общеобязательных на его территории правил, установленных органами местного самоуправления на основе действующего законодательства.
Так, Ю.В. Кириллов, директор Института муниципального управления, предпринял попытку создать пакет документов, необходимый для эффективного функционирования системы городского самоуправления. Предложенный им Модельный кодекс российского города включает типовой Устав города и документы, освещающие деятельность городского самоуправления и обеспечивающие высокую результативность. В качестве обязательных приложений к Уставу города автор называет положения о выборах органов городского самоуправления и о городском референдуме, об управлении муниципальным имуществом и землями города, о муниципальных служащих и договор о распределении полномочий между органами городского самоуправления, регламент представительного и исполнительного органов.
По мнению Р.В. Бабуна, вице-президента АСДГ (Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов), члена Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации, необходимо отразить пять укрупненных разделов нормативно-правовой базы городского самоуправления и включить следующие разделы:
об участии граждан в самоуправлении;
об органах и должностных лицах местного самоуправления;
о собственности, экономике, финансах;
об управлении городским хозяйством и другие.
Он считает, что каждый из названных разделов НПБ будет состоять из нескольких блоков нормативных документов (положений, правил, регламентов).
Однако, с нашей точки зрения, НПБ города должна включать исчерпывающий список нормативных документов по вопросам местного значения, которые названы в ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом документы нормативного характера должны быть утверждены правовыми актами органов городского самоуправления.
Так, в качестве органов городского самоуправления в соответствии с Уставом города Челябинска выступает Челябинская городская Дума как представительный орган и Глава города как руководитель исполнительного органа (Администрации города).
Таким образом, при создании нормативно-правовой базы самоуправления города Челябинска речь пока идет об определении разделов по вопросам компетенции органов городского самоуправления и составлении как можно более полного перечня нормативных документов, утверждаемых правовыми актами органов городского самоуправления (решениями городской Думы и постановлениями Главы города).
Рекомендуемые разделы НПБ города скомпонованы по вопросам местного значения — вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, закрепленным статьей 6 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При разработке учитывалась существующая структура администрации города, распределение обязанностей и полномочий между заместителями главы города по отраслям городского хозяйства. Кроме этого, принимались во внимание приведенные выше публикации по указанной тематике.
Часть нормативных документов уже разработана, утверждена и действует в установленном порядке на территории города. Остальные документы необходимо в плановом режиме принимать органам городского самоуправления.
Предлагаемый порядок создания «правового поля» можно рассмотреть на примере раздела 6 «Градостроительство», разрабатываемого на основе принятого Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Одним из основных документов градостроительства станут разрабатываемые в настоящее время «Правила застройки и землепользования в городе Челябинске».
Планируется, что указанные Правила будут содержать десять разделов:
1. Общие положения (об участии граждан в процессе принятия градостроительных решений).
2. Порядок изъятия, отчуждения, выкупа земельных участков и недвижимости.
3. Земли общего пользования.
4. Водоохранные зоны.
5. Санитарно-защитные зоны.
6. Охранные зоны.
7. Объекты, подлежащие выносу за городскую черту.
8. Историко-архитектурные зоны и зоны охраны памятников истории и культуры.
9. Объекты захоронения, утилизации и уничтожения отходов производства и потребления.
10. Недра и подработанные территории.
К настоящему времени городской Думой утверждены разделы: «Земли общего пользования», «Объекты захоронения, утилизации и уничтожения отходов производства и потребления». Разделы «Водоохранные зоны», «Недра и подработанные территории» находятся на стадии рассмотрения и доработки. Разрабатываемые проекты нормативных документов будут опубликованы и в журнале «Южноуральский юридический вестник» для всестороннего учета мнения специалистов.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY