|
|
Приобретение
акций (долей)
в уставном капитале хозяйственных обществ
Г.В. Борисова,
специалист отдела контроля слияний Челябинского
территориального управления Государственного антимонопольного комитета
Основные требования антимонопольного законодательсва,
предъявляемые к совершению сделок по приобретению акций (долей), установлены
в ст. 18 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистиче-ской деятельности
на товарных рынках» от 22.03.91 г. с изм. и доп. от 24.06.92 г., 15.07.92
г., 25.05.95 г.
Согласно п. 1 ст.18 Закона, приобретение лицом (группой лиц) акций (долей)
с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором
такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами
указанных акций, требует предварительного согласования с антимонопольным
органом.
Под приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ
понимается покупка, а также получение иной возможности осуще-ствления
самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях)
прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной
деятельности, получения или на основании иных сделок. Согласно ст. 29
ФЗ «О рынке ценных бумаг» приобретатель получает такую возможность только
после:
а) внесения приходной записи по счету «депо» приобретателя — в случае
учета прав на ценные бумаги у депозитария;
б) внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя — в случае
учета прав на ценные бумаги у реестродержателя.
Предварительное согласие требуется в случаях, если суммарная балансовая
стоимость активов вышеуказанных лиц превышает 100 тыс. минимальных размеров
оплаты труда, или одним из них является хозяйствующий субьект, внесенный
в Реестр хозяйствующих субьектов, имеющих долю на рынке определенного
товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц,
контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субьекта.
Уведомление антимонопольных органов в 15-дневный срок требуется после
совершения сделок, если сумма стоимости активов по балансу лиц, указанных
в п.1 ст.18, находится в пределах от 50 до 100 тысяч минимальных размеров
оплаты труда. Но заявитель вправе запросить и предварительное согласие.
Не требуется ни предварительного согласия, ни последующего уведомления
антимонопольного органа при образовании общества. То же самое и в случае
когда хозяйственным обществом осуществляется размещение дополнительных
акций (долей) с правом голоса исключительно среди лиц, являющихся акционерами
(участниками) данного хозяйственного общества, без изменения из долей
в уставном капитале.
Для совершения рассматриваемых сделок лица обязаны представить в антимонопльный
орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию,
предусмотренную разделом 9 Положения о порядке представления антимонопольным
органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей
17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции...», утвержденного Приказом ГКАП
России от 13.11.95 г. № 145.
Остановлюсь подробнее на механизме согласования с антимонопольными органами
нескольких сделок приобретения акций одного хозяйственного общества.
Согласно п. 3.1.1 Положения о порядке представления антимонопольным
органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей
17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции...», предварительное согласие на
осущестление сделок, указанных в п.1 (абз.2) ст.18 Закона, требуется
при каждом приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале
хозяйственного общества, если приобретатель (лицо, группа лиц) получит
в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении акциями (долями)
право распоряжаться более чем 20 процентами акций (долей) с правом голоса
указанного хозяйственного общества.
Предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций
хозяйственного общества с правом голоса необходимо и в тех случаях,
когда приобретатель уже имел в своем распоряжении более 20 процентов
указанных акций. Приведу один пример из арбитражной практики Высшего
арбитражного Суда РФ по разрешению споров, связанных с применением антимонопольного
законодательства. Организация обратилась в арбитражный суд в требованием
о признании недействительным решения антимонопольного органа о наложении
штрафа за приобретение акций хозяйственного общества, включенного в
Реестр, без предварительного согласия антимонопольного органа.
Организация полагала, что согласие антимонопольного органа необходимо
получить один раз для преодоления предела в 20 процентов голосующих
акций, находящихся во владении одного лица. Организация имела согласие
антимонопольного органа на приобретение 22 процентов голосующих акций,
и дальнейшее увеличение их количества могло быть произведено без соблюдения
согласительного порядка.
Суд в удовлетворении отказал, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии со статьей 18 этого Закона, приобретение лицом (группой
лиц) акций (долей) в уставном капитале включенного в Реестр хозяйственного
общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более
чем 20 процентами указанных акций (долей), должно осуществляться с предварительного
согласия антимонопольного органа.
Поэтому согласие является обязательным и в тех случаях, когда лицо уже
имело в своем распоряжении 20 процентов голосующих акций хозяйственного
общества на момент приобретения дополнительного их количества. Согласие
необходимо на каждую сделку по приращению, если результат превышает
квоту, ранее согласованную данным приобретателем с антимонопольным органом.
С учетом изложенного, истец обязан был получить предварительное согласие
антимонопольного органа на приобретение дополнительного пакета голосующих
акций.
В заключение хочу напомнить об ответственности. За виновные противоправные
деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также граждане, в
том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую,
административную либо уголовную ответственность.
|
|
|