|
|
Поддержим
личное подсобное хозяйство
В. И. Шиленко,
начальник отдела аграрной политики, земельных отношений,
экологии и природопользования Законодательного Собрания
Челябинской области.
В Законе Челябинской области «О земельных отношениях»
регулируются землепользование личных подсобных хозяйств (ст. 71), однако
деятельность личных подсобных хозяйств охватывает, помимо земельных
отношений, также финансовые, налоговые, аграрные и другие отношения,
поэтому их функционирование нуждается в специальном законе. В Государственной
Думе РФ подготовлен проект закона «О личном подсобном хозяйстве», однако
в силу политических и конъюнктурных причин он не принимается. Между
тем проблем с личным подсобным хозяйством накопилось так много, что
они требуют неотложного решения.
В Челябинской области личное подсобное хозяйство граждан традиционно
играет существенную роль в удовлетворении потребностей населения в основных
видах продуктов питания. Согласно статистическим данным, в личном подворье
граждан в 1991 году была произведена треть, а в 1997 году — половина
валовой сельскохозяйственной продукции области.
В личных подсобных хозяйствах граждан ныне производится 89% картофеля,
83% плодов и ягод, овощей — 68, мяса — 63 и молока — 55%.
В условиях аграрного кризиса в личном подворье граждан был обеспечен
стабильный рост объемов сельхозпродукции, в том числе картофеля — на
96, овощей — на 68 и продукции животноводства — на 23%.
Однако увеличение объема сельхозпродукции данной категорией хозяйств
не восполнило спада ее в общественном секторе, где за это время на четверть
сократилось ее производство, в том числе мяса — на 70%, молока — на
60, картофеля — на 43 и овощей — на 22%. Численность поголовья крупного
рогатого скота сократилась в 2,3 раза, свиней — в 3, овец — в 6 раз
по сравнению с 1991 годом.
Следует отметить, что ставка на приоритетное развитие крестьянских (фермерских)
хозяйств, где производится лишь 1,5% животноводческой продукции области,
без создания соответствующих условий для этого усугубила общий аграрный
кризис.
Спад производства продукции отрицательно по-влиял на обеспечение областных
потребностей в мясе, молоке, овощах и других продуктах сельского хозяйства.
Если в 1991 году, по данным областного Комитета статистики, уровень
потребления основных видов продуктов питания составил 2420 ккал в среднем
на одного человека в сутки, то в 1996 г. — только 2040 ккал. При этом
в структуре суточных рационов питания произошло сокращение доли белков
животного происхождения за счет увеличения доли углеводов и растительных
белков. Так, уровень среднедушевого потребления мяса сократился с 65
кг в 1991 году до 51 кг в 1996 году, молочных продуктов (в пересчете
на молоко) соответственно с 315 до 203 кг, а яиц — с 279 до 216 штук.
Следует также отметить, что одновременно с этим обостряется проблема
продовольственной безопасности в рамках территории области. Удельный
вес завозимых продуктов питания в общих объемах потребления ежегодно
возрастает.
Таким образом, объективный анализ свидетельствует о том, что в условиях
продолжающейся деградации общественного производства и низкой эффективности
большинства крестьянских (фермер-ских) хозяйств только подсобные хозяйства
населения могут выступать в настоящее время как надежный источник не
только личных фондов потребления, но и товарных фондов, служить для
многих семей основным источником средств существования.
Отмечая определенные положительные результаты, достигнутые в развитии
личных подсобных хозяйств населения, следует отметить здесь наличие
серьезных проблем и недостатков. Вызывает тревогу, в частности, сокращение
поголовья скота. За последние пять лет количество коров в личном подсобном
подворье населения сократилось на 16 тысяч, то есть по 2% ежегодно.
Произошел сброс и других видов животных. Только в прошлом году количество
сельских подворий, не имеющих всех видов скота, увеличилось на 1,8%.
Анализ показывает, что потенциальные возможности крестьянского подворья
не реализуются наиболее полно в связи с ослаблением их поддержки коллективными
предприятиями и недостаточной помощью со стороны органов власти на местах.
Так, в 1997 году продажа населению поросят по сравнению с 1990 годом
сократилась в три раза, а молодняка птицы — в 12 раз.
В связи с разрушением заготовительной сети многие селяне вынуждены по
низкой цене продавать свою продукцию перекупщикам, а в удаленных от
рынков сбыта населенных пунктах — вообще не имеют возможности реализовывать
излишки молока и другой продукции.
Личные подсобные хозяйства выпали из сферы государственного регулирования
и оказались оторванными не только от государства, но и от разрушающихся
общественных хозяйств.
Не везде решен земельный вопрос. В горнозаводской зоне нужно было бы
провести строгую ревизию землепользования с тем, чтобы владельцы малых
по-дворий могли арендовать свободные сельскохозяйственные угодья для
выращивания кормовых культур, выпасов скота и сенокошения.
Эта мера была бы актуальна и для городов, районных центров и крупных
населенных пунктов других природно-экономических зон, где земельная
реформа проводилась часто без учета интересов личного подворья граждан.
Сокращение помощи населению со стороны сельхозпредприятий выдвигает
потребность воз-рождения и расширения сети животноводческих и других
кооперативов.
Учитывая возрастающую роль и значимость сельских подсобных хозяйств
населения в увеличении производства продуктов питания и решения ряда
социально-политических проблем, группой специалистов разработан данный
проект Закона Челябинской области «О личном подсобном хозяйстве», гарантирующий
государственную поддержку этой категории сельских товаропроизводителей
и создание необходимых условий для дальнейшего развития личных подворий.
Реализация законопроекта не требует больших финансовых затрат. Повышение
эффективности развития личного подворья граждан и увеличение производства
сельхозпродукции предусматривается в основном за счет осуществления
организационных мер.
|
|
|