|
|
Закон
РФ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации»
(извлечения)
Принят Государственной
Думой 16 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность
в Российской Федерации
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации,
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии
с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации регулируют оценочную деятельность в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности,
применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 3.
Понятие оценочной деятельности
Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью
понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная
на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта
оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект
оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции,
когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой
информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные
обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона
не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих
интересах;
объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки
и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо
стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Статья 4.
Субъекты оценочной деятельности
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические
лица и физиче-ские лица (индивидуальные предприниматели), деятельность
которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой
— потребители их услуг (заказчики).
Статья 5.
Объекты оценки
К объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество
определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи
из состава имуще-ства;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством
Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском
обороте.
Статья 6.
Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц
на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные
образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение
оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях
и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловными не зависит
от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления
государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности.
Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта
оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы
для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными
лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7.
Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного
проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке
объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости
объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном
правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами
оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе
терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная
стоимость», «реальная стоимость» и других.
Статья 8.
Обязательность проведения оценки объектов оценки
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения
в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям,
в том числе:
при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям,
в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи
в аренду;
при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве
предмета залога;
при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки,
принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации
или муниципальным образованиям;
при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам
Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада
в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении
спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
при национализации имущества;
при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях
возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся
супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возник-новения
спора о стоимости этого имущества;
при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации
изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных
нужд;
при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью
уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой
базы.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие
при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями
и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение
имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается
с согласия собственника этого имущества.
ГЛАВА II.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статья 9.
Основания для проведения оценки объекта оценки
Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между
оценщиком и заказчиком.
Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение
данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки
либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка
объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком
на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда,
а также по решению уполномоченного органа.
Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика.
Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное
вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 10.
Обязательные требования к договору
Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме
и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать:
основания заключения договора;
вид объекта оценки;
вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика
лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового
номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока,
на который данная лицензия выдана.
Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов
оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты
оценки), а также его (их) описание.
В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор
заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение
сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Статья 24.
Требования к лицензированию оценочной деятельности
Требования к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц:
государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных
знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными
с уполномоченным органом образовательными программами;
уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.
Требования к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц:
государственная регистрация в качестве юридического лица;
наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего
документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний
в области оценочной деятельности;
уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.
Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется
на основании:
признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке
недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя
или юридического лица;
признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке
индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;
признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке
недействительным имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным предпринимателем,
документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных
знаний в области оценочной деятельности; если оценщиком является юридическое
лицо — признания недействительным документа об образовании работника
этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании,
подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной
деятельности;
выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, предоставленных
ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;
несоблюдения требований, установленных законодательством Российской
Федерации;
решения суда, арбитражного суда, третейского суда.
Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной деятельности
может быть представлено уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями,
а также иными заинтересованными лицами.
Указанный в настоящей статье перечень оснований отзыва лицензии на осуществление
оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изменен
иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный
закон.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ
|
|
|