О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Челябинское территориальное управление
Государственного антимонопольного комитета России

Применение антимонопольного
законодательства в случаях приобретения
основных производственных средств
и нематериальных активов

Системообразующим правовым актом антимонопольного законодательства является закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции 1995 года). В его развитие и конкретизацию и в соответствии с ним издаются другие федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлено на обеспечение условий деятельности и эффективного функционирования товарных рынков.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.
Одним из направлений деятельности антимонопольных органов является осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами (группой лиц), осуществляющими коммерче-скую деятельность, при получении в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта.
Законом «О конкуренции...» предусмотрены случаи обязательного получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение данных сделок. Так, предварительное согласование обязательно при получении в собственность или пользование (в том числе на основании договоров купли-продажи, аренды, лизинга и др.) основных производственных средств или нематериальных активов, если:
— хозяйствующий субъект, являющийся участ-ником группы лиц, или несколько лиц — участников одной группы намереваются получить более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта и сумма стоимости активов по балансам всех хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с получателем основных производственных средств или нематериальных активов, включая самого получателя этого имущества, и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, основные производственные средства или наматериальные активы которого передаются в собственность или пользование, в совокупности превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
— хозяйствующий субъект, не являющийся участником группы лиц, намеревается получить более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта и сумма стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, получающего основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, основные производственные средства или нематериальные активы которого приобретаются в собственность или пользование, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Если получателем основных производственных средств или нематериальных активов будет являться физическое лицо, не являющееся одновременно ни хозяйствующим субъектом, ни участником группы лиц, то предварительное согласие антимонопольных органов на такую сделку не требуется.
Предварительное согласие на осуществление вышеуказанных сделок требуется независимо от суммарной балансовой стоимости активов, если:
— приобретателем основных производственных средств или нематериальных активов является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо юридическое или физическое лицо, являющееся участником группы лиц, в состав которой входит хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр;
— хозяйствующий субъект, основные производственные средства или нематериальные активы которого передаются в собственность или пользование, внесен в Реестр.
Думаю, следует сказать об ответственности, которая предусмотрена, в частности, ст. 23 закона «О конкуренции...» за нарушение вышеперечисленных требований. Согласно этой норме коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за непредставление антимонопольному органу ходатайств, предусмотренных ст. 18 данного закона. Необходимо пояснить основные, наиболее важные термины, используемые законом.
Так, под хозяйствующими субъектами понимаются российские и иностранные коммерче-ские организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Что касается определения аффилированной группы лиц, то оно в законодательстве на сегодняшний день отсутствует, несмотря на ссылку на него в законе «Об акционерных обществах». В силу этого антимонопольные органы в своей практике руководствуются определением группы лиц, данным в законе «О конкуренции». Согласно этому определению, группа лиц — это совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совмест-ной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складчатый) капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;
между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;
лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц
.

Галина Борисова,
специалист отдела контроля слияний
ЧТУ ГАК России.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY