О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Рекомендации по применению Федерального
Закона РФ «Об обязательном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний»
№ 125-ФЗ от 24.07.1998 г.

Г. А. Федина,
зам. председателя Челябинского областного суда

С 6.01.2000 г. одновременно с ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г.» № 10-ФЗ от 2.02.2000 г. вступил в силу и действует Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.
В связи с этим обращаем внимание судов, что с 6.10.2000 года признаны утратившими силу (ст. 29, 30, 31 ФЗ):
— Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей в полном объеме;
— Постановление Верховного Совета РФ от 24.12.92 г. «Об утверждении Правил возмещения...» за исключением абзацев 1 и 2 пункта 2 (касающихся осовременивания заработка);
— ст. 183 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ...» от 24.11.95 г. (которой были внесены изменения и дополнения в Правила возмещения вреда...);
— ст. 1 ФЗ от 15.11.1995 г.
Кроме того :
— внесены изменения в ст. 159, 240-2 КзоТ РФ;
— внесены изменения в ст. 12, 22, 24, 29 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
— внесены дополнения в ст. 44 Уголовно-исполнительного кодекса РФ;
— Президенту и Правительству предложено привести свои нормативные акты в соответствие с ФЗ;
— Правительству поручено принять нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения реализации положений настоящего ФЗ.
Обращаем внимание судов, что данным ФЗ установлен особый порядок его применения.
Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 28 ФЗ лицам, получившим увечье до вступления в силу настоящего закона, право которых на получение возмещения вреда было установлено ранее действовавшим законодательством, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, гарантировано право на обеспечение по страхованию страховщиком по нормам настоящего ФЗ, независимо от сроков получения увечья.
Судам необходимо при рассмотрении после 6.01.2000 г. исков о возмещении вреда здоровью (которые фактически стали требованиями о страховых выплатах) применять положения ФЗ от 24.07.98 г., а не Правил, и в тех случаях, когда права истцов до вступления в силу ФЗ и требования их касаются периодов до 6.01.2000 г.
Такое положение обусловлено тем, что, хотя права истцов на возмещение вреда возникли до вступления в силу настоящего ФЗ, правоотношения, основанные на этих правах, между истцом и страховщиком, обязанным осуществлять страховое обеспечение вместо возмещения вреда, возникли только с вступлением в силу настоящего ФЗ и находятся в его юрисдикции.
ИСКЛЮЧЕНИЯ (т. e. случаи, когда подлежат применению Правила возмещения вреда...) могут быть следующие:
— разрешение споров о задолженностях предприятий-работодателей по возмещению вреда, образовавшихся по 6.01.2000 г., когда эти платежи исчислялись по Правилам возмещения вреда...;
— разрешение споров по искам лиц, которым ранее было назначено и выплачивалось работодателем возмещение вреда (по Правилам), а страховщик, принимая на себя в силу п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 28 ФЗ обязанность по их страховому обеспечению, произведет перерасчет в сторону уменьшения, приводя размер платежей в соответствие с Правилами..., по которым они были назначены, т. к. от этого зависит размер страхового обеспечения.
В данном случае подлежат применению и Правила... (при проверке правильности определения размера возмещения вреда, назначенного ранее работодателем), и ФЗ (в части полномочий и обязанностей страховщика в отношении прав истца на страховое обеспечение).
Наиболее существенные изменения (по сравнению с Правилами возмещения вреда...), содержащиеся в ФЗ от 24.07.98 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», заключаются в следующем.
Изменилось содержание и характер регулирующих правоотношений.
Ранее они были обусловлены обязанностью работодателя обеспечивать здоровье и безопасные условия труда для своих работников и нести ответственность перед ними в случае нарушения этих обязанностей в виде платежей по возмещению вреда.
Правоотношения, регулируемые ФЗ, характерны тем, что в них участвует третья сторона — страховщик, наделенная исключительно широкими полномочиями, призванная обеспечивать защиту имущественных интересов лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также контролировать работодателей и предоставленными ему законом средствами понуждать их к надлежащему исполнению своих обязанностей.
Изменился субъективный состав участников правоотношений.
Вместо ранее существовавших двух участников (работника и работодателя), ими стали трое:
застрахованный — физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию и получившее повреждение здоровья, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;
страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию;
страховщик — Фонд социального страхования РФ.
К физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии со ст. 5 ФЗ отнесены:
а) лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта) со страхователем;
б) лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора — если в соответствии с этим договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы;
в) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем (ранее данная категория лиц в ст. 2 Правил указана не была).
Несколько изменился и перечень лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию в случае смерти застрахованного.
Теперь один из родителей, супруг (супруга), либо другой член семьи, независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоящими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14-летнего возраста, имеют право на обеспечение в двух случаях:
1) когда хотя лица, за которыми осуществляется уход, и достигли возраста 14 лет, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признаны нуждающимися по состоянию в постоянном уходе (п. 2 ст. 7 ФЗ);
2) если лицо, осуществляющее уход, стало в период осуществления ухода за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего нетрудоспособным, то за ним сохраняется право на получение страховых выплат после окончания ухода за ними (п. 2 ст. 7 ФЗ).
Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного получили лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти.
По-новому определены виды обеспечения по страхованию.
Если ст. 8 Правил относила к ним ежемесячные платежи, единовременное пособие, дополнительные расходы и компенсацию морального вреда, то ст. 8 ФЗ определяет их несколько иначе.
Обеспечение по социальному страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ФЗ есть только одна ст. 9, устанавливающая размер пособия — 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности. Других норм, регулирующих выплату вида страхового возмещения, не имеется);
2) в виде страховых выплат:
— единовременной страховой выплаты;
— единовременных страховых выплат;
3) в виде оплаты дополнительных расходов.
Как видно из приведенного перечня, компенсация морального вреда не отнесена к видам страхового возмещения, начисляемым и выплачиваемым в порядке, установленном данным федеральным законом.
Это не означает, что моральный вред не подлежит компенсации.
В п. 3 ст. 8 ФЗ указано, что моральный вред, причиненный в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, возмещается застрахованному причинителем вреда.
При разрешении требований о компенсации морального вреда по этим основаниям следует руководствоваться ст. 150—151, 1099—1101 ГК РФ.
Дополнительные расходы регламентированы ст. 883:
— производятся во всех случаях только страховщиком (т. е. Фондом социального страхования);
— при наличии заключения учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости застрахованного в дополнительных видах помощи, обеспечения или ухода;
— осуществляются в порядке, определенном правительством РФ;
— перечень дополнительных видов помощи, обеспечения или ухода содержится в подпункте 3 п. 1 ст. 883;
— п. 2 ст. 883 установлено, что если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с данным ФЗ и другими федеральными законами, право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения, ухода по одному основанию.
Установлен иной порядок назначения и выплат страхового возмещения.
В отличие от ранее существовавшего порядка, когда назначал и выплачивал по общему правилу суммы возмещения вреда работодатель, т. е. предприятие, Федеральным законом установлен иной порядок.
Назначение страховых выплат (т. е. ежемесячных платежей и единовременного пособия) с 6.01.2000 г. производится во всех случаях ТОЛЬКО СТРАХОВЩИКОМ, независимо от того, продолжает застрахованный состоять в трудовых отношениях с предприятием (страхователем), или нет (п. 4 ст. 15 ФЗ).
ВЫПЛАТА же производится:
страховщиком — т. е. Фондом социального страхования — в случаях, когда застрахованный НЕ состоит в трудовых отношениях со страхователем (п. 7 ст. 15 ФЗ);
страхователем — в случаях, когда застрахованное лицо состоит с ним в трудовых отношениях. В этих случаях выплаченные предприятием застрахованному — своему работнику страховые суммы засчитываются в счет уплаты им страховых взносов (п. 7 ст. 15 ФЗ).
Однако п. 9 ст. 15 ФЗ предусмотрено, что при задержке страхователем производимых им ежемесячных страховых выплат более чем на 1 календарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного производятся страховщиком с последующим возмещением страхователем понесенных страховщиком расходов и выплатой ему пени.
В целях обеспечения установленного порядка назначения страховых выплат установлена ответственность предприятия-страхователя перед страховщиком: п. 1 ст. 19 ФЗ предусмотрено, что суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные предприятием-страхователем без решения страховщика, в счет страховых взносов НЕ засчитываются.
Изложенное выше (о субъектах, порядке назначения и выплат страховых платежей) имеет существенное значение для правильного определения надлежащих ответчиков по искам о возмещении вреда здоровью.
Надлежащими ответчиками по данной категории споров являются:
1. По искам лиц, перечисленных в ст. 5 ФЗ, т. е. отнесенных к категории «застрахованных» в части страховых выплат и дополнительных расходов:
— страховщик — т. е. Фонд социального страхования РФ — во всех случаях, поскольку им, как указывалось, назначаются все страховые выплаты, им же производятся дополнительные расходы, а также выплаты лицам, не состоящим в трудовых отношениях со страхователем.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 Положения о Фонде социального страхования РФ его исполнительными органами, обладающими правами юридического лица, являются:
— региональные отделения — управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
— центральные отраслевые отделения — управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства.
А кроме того, в соответствии с п. 2.1, 3.2. и 1.2. Положения о Центральном отраслевом отделении Фонда социального страхования РФ работников угольной промышленности, утвержденного Приказом ФСС РФ № 18 от 11.02.98 года, именно это отделение Фонда осуществляет оперативное управление средствами социального страхования средств, а также целевое использование средств федерального бюджета, капитализированных средств, направленных на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, и обеспечивает выплату сумм указанным работникам. В качестве надлежащих ответчиков следует привлекать:
— по искам лиц, состоявших в трудовых отношениях с ликвидируемыми шахтами и разрезами угольной и сланцевой промышленности, — Центральное отраслевое отделение Фонда социального страхования работников угольной промышленности;
— по искам лиц, состоявших в трудовых отношениях с организациями железной дороги, — Центральное отраслевое отделение Фонда социального страхования РФ железнодорожников и транспортных строителей;
— в иных случаях — региональные отделения Фонда;
— другие центральные отраслевые отделения Фонда.
Напоминаем, что филиалы Фонда социального страхования правами юридического лица НЕ ОБЛАДАЮТ;
б) страховщик и страхователь — предприятие — являются надлежащими ответчиками, когда лицо состоит в трудовых отношениях со страхователем, поскольку назначать страховые выплаты будет страховщик, а выплачивать их — страхователь.
Взыскание следует производить со страхователя, поскольку выплаты обязан производить именно он.
2. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ возмещение застрахованному морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием осуществляется причинителем вреда, по делам, где одновременно с требованиями о возмещении вреда здоровью заявлены и требования о компенсации морального вреда, необходимо в качестве ответчика привлекать причинителя вреда.
Например, иск заявлен лицом, не состоявшим в трудовых отношениях, о взыскании ежемесячного пособия и компенсации морального вреда. В качестве ответчиков необходимо привлечь страховщика (по требованиям о страховых выплатах) и причинителя вреда (по требованию о компенсации морального вреда).
3. По требованиям лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, которыми не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщикам, надлежащим ответчиком является причинитель вреда.
Требования этих лиц, вытекающие из причинения вреда здоровью при исполнении обязательств по гражданско-правовому договору, подлежат разрешению в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ.
Учитывая, что ФЗ «Об обязательном социальном страховании..» отводит исключительно важную роль страховщику и предоставляет ему значительные полномочия не только в части назначения и выплаты страховых платежей, применения санкций, но и в части контроля за правильностью представленной информации о страховых случаях (ст. 18 ФЗ),
РЕКОМЕНДУЕМ:
В обязательном порядке проводить подготовку дела к судебному разбирательству в соответствии со ст. 141—142 ГПК РФ с вызовом как представителя Фонда социального страхования, так и истца, с тем, чтобы последний мог ознакомиться с доводами и расчетом страховщика, поскольку в случае согласия его с этим расчетом спор может быть урегулирован без вынесения судебного решения.
В случае возражений страховщика по поводу представленных документов о страховом случае, степени утраты у истца профессиональной трудоспособности и др. предоставлять срок для урегулирования спорных вопросов, устранения неясностей и недоработок.
Предпринятые на данной стадии судом меры безусловно будут способствовать правильному и быстрому разрешению спора, помогут избежать неоднократных отложений судебных заседаний и ошибок.
В ФЗ более четко установлены сроки.
СТРАХОВЩИК обязан принять решение о назначении или отказе в назначении страховых выплат не позднее 10 дней ( а в случае смерти застрахованного — не позднее 2 дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий), перечень которых определяется страховщиком для каждого страхового случая.
Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения рассматривается как отказ в назначении страховых выплат (п. 4 ст. 15);
— единовременные страховые выплаты (как страховщиком, так и страхователем) — не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного — в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат (п. 2 ст. 10 ФЗ);
— ежемесячные страховые выплаты производятся:
страхователем (предприятием) — в сроки, установленные для выплаты заработной платы;
страховщиком — не позднее исчисления месяца, за который производятся указанные выплаты (п. 7 ст. 15 ФЗ).
УСТАНОВЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ СТРАХОВАНИЯ.
Установив объем прав и обязанностей субъектов страхования, ФЗ установил и меры их ответственности.
Страхователь несет ответственность в виде ПЕНИ в размере 0,5% за каждый день просрочки:
1. перед страховщиком — задержку уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 19 ФЗ);
2. перед страховщиком — при задержке ежемесячных страховых выплат застрахованному более чем на один календарный месяц (п. 9 ст. 15 ФЗ);
3. перед застрахованным — за задержку назначенных страховых выплат — как ежемесячных, так и единовременной (п. 8 ст. 15 ФЗ).
СТРАХОВЩИК несет ответственность в виде пени в размере 0,5% за каждый день просрочки страховых выплат (единовременной и ежемесячных) — п. 8 ст. 15 ФЗ.
ЗАСТРАХОВАННЫЙ обязан возместить страховщику излишне понесенные расходы по страховым выплатам в случае сокрытия или недостоверности указанных им сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию (п. З ст. 19 ФЗ).
НЕСКОЛЬКО ИНАЧЕ РАЗРЕШЕНЫ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЧИСЛЕНИЕМ УТРАЧЕННОГО ЗАРАБОТКА.
Согласно п. 10 ст. 12 данного Закона суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в связи с повышением стоимости жизни в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку до 1 января 1997 г. государство регулировало доходы населения, повышая регулярно оплаты труда в централизованном порядке, логично при определении суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличивать заработок за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению трудоспособности работника, на коэффициент года, за который берется заработок, затем — увеличить его в 6 раз, если увечье, иное повреждение здоровья получены до 01.01.91 г., и в 3 раза, если увечье, иное повреждение здоровья получены с 01.01.91 г. до 31.01.93 г., как указано в пункте 2 (абзацы 1 и 2) постановления Верховного Совета РФ «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда».
После этого сумма заработка увеличивается на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда в централизованном порядке за период с февраля 1993 г. до 1 января 1997 г.
При определении состава заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, следует обратить внимание на следующее:
1. в него включаются размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику (п. 2 ст. 11 ФЗ);
2. все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей (п. 2 ст. 11 ФЗ);
3. в случае смерти застрахованного для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты учитывается:
— его средний месячный заработок;
— получаемая им при жизни пенсия;
— пожизненное содержание;
— другие подобные выплаты (п. 8 ст. 12 ФЗ) (за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих право на получение страховых выплат).
Есть в ФЗ и иные новеллы, касающиеся вопросов среднего заработка.
Размер среднего месячного заработка застрахованного, не достигшего возраста 18 лет, при назначении ежемесячных страховых выплат не может быть ниже 5-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где они установлены (п. 4 ст. 12 ФЗ).
Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника, его квалификации в данной местности, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (п. 5 ст. 12 ФЗ).
При невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячного страхового возмещения исчисляется исходя из страховой ставки (должностного оклада), установленных в отрасли для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.
После представления документов о размере заработка сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается (п. 7 ст. 12 ФЗ).
Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения (п. 6 ст. 12 ФЗ).
Обращаем внимание, что для применения подобного подсчета среднего заработка необходимым условием является доказанность устойчивости улучшающих изменений.
Положение об учете вины застрахованного в ФЗ имеется (ст. 14), однако установлено существенное ограничение, заключающееся в следующем.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ если при расследовании страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что:
1. Ограничение (не более 25%) установлено НЕ на определение степени вины застрахованного, на возможность уменьшения размера назначенной ему ежемесячной страховой выплаты.
2. В случаях, когда степень вины застрахованного установлена менее 25% — размер ежемесячной страховой выплаты уменьшается соответственно степени его вины.
3. В случаях, когда степень вины застрахованного установлена более 25% — размер ежемесячной страховой выплаты уменьшается на 25%.
В силу ст. 14 ФЗ (как раньше по ст. 7 Правил) размер ежемесячных страховых выплат не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.
Указанной нормой предусмотрено также (п. 2), что вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.
Более четко определен в ФЗ момент, с которого назначаются и выплачиваются страховые выплаты:
застрахованным:
— ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности (п. З ст. 15 ФЗ);
— единовременные страховые выплаты назначаются при наличии заключения медико-социальной экспертизы об утрате профессиональной трудоспособности в результате наступления страхового случая и выплачиваются застрахованному не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат (п. 1 ст. 10 ФЗ);
в связи со смертью застрахованного:
— единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня смерти застрахованного, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат;
— выплачивается единовременная сумма в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения такой выплаты (п. 2 ст. 10 ФЗ);
— ежемесячные страховые выплаты производятся в сроки, установленные п. 7 ст. 15 ФЗ.
Следует обратить внимание, что в отличие от Правил возмещения вреда... ФЗ конкретизировал механизм выплаты единовременных страховых выплат в случае смерти застрахованного.
В соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего, а также иным лицам, указанным в п. 2 ст. 7 ФЗ, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
В целях обеспечения социальных гарантий граждан ФЗ предусмотрено:
1. Лица, чье право на возмещение вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или РФ о возмещении вреда, причиненного работником увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего ФЗ (п. 5 ст. 7 ФЗ).
С положениями приведенной правовой нормы созвучны положения п. 1 ст. 28 ФЗ, в соответствии с которыми лицам, получившим до вступления в силу настоящего ФЗ увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим ФЗ независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
Приведенные нормы ФЗ касаются двух категорий граждан:
— лиц, получивших трудовое увечье до 6.01.2000 г. и имеющих право на возмещение вреда, по которым оно не назначалось и не выплачивалось;
— лиц, получивших трудовое увечье до 6.01.2000 г., которым возмещение вреда было назначено и выплачивалось по Правилам возмещения вреда...
1. В отношении лиц первой категории: страховые выплаты назначаются страховщиком по нормам ФЗ и выплачиваются в установленном ФЗ порядке, поэтому в случае возникновения судебных споров следует руководствоваться нормами ФЗ.
2. В отношении лиц второй категории: следует иметь в виду, что они с 6.01.2000 г. приобретают право на получение страхового возмещения по данному ФЗ взамен права на возмещение вреда, которое ранее они получали.
На практике все документы, подтверждающие право названных лиц на возмещение вреда (так называемые дела «регрессников»), работодателями передаются страховщику, который своим решением подтверждает их право на получение страховых выплат и определяет их размер.
Для данной категории граждан ФЗ предусмотрел еще одно очень важное положение (п. 1 ст. 28), согласно которому устанавливаемое при вступлении в силу данного ФЗ обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством РФ возмещения вреда, причиненного здоровью.
В связи с этим особо обращаем внимание на следующее.
Необходимым условием для реализации этой гарантии является соответствие ранее назначенного возмещения вреда законодательству РФ, регулирующему спорные правоотношения (Правилам возмещения вреда...).
Поскольку в соответствии с предоставлением ему ФЗ полномочиями страховщик, назначая страховое возмещение, проверяет при этом всю информацию по страховому случаю, а также соответствие ранее действующему законодательству назначенных платежей (т. к. назначаемые им страховые выплаты в данном случае находятся в зависимости от размера прежних платежей), он вправе:
— в надзорном порядке оспорить судебное решение, которым эти платежи назначены с нарушением Правил возмещения вреда...;
— когда эти платежи определены приказом работодателя — произвести перерасчет платежей, приведя их размер в соответствие с Правилами возмещения вреда...
При таком перерасчете размер платежей, определенный страховщиком в соответствии с Правилами..., может оказаться меньше назначенного и выплаченного ранее по приказу работодателя.
Соответственно, может возникнуть судебный спор.
При его разрешении суду необходимо учитывать следующее:
— хотя предметом спора является размер страховых выплат, назначаемых страховщиком по данному ФЗ, проверяется законность и обоснованность определения размера возмещения вреда, назначенного ранее работодателем по Правилам возмещения вреда..., поскольку они в данном случае обусловливают размер страховых выплат;
— следовательно, проверяя правильность определения размера возмещения вреда, следует применять Правила возмещения вреда..., по которым он определялся при назначении выплат работодателям.
И для первой, и для второй категории лиц установлена еще одна дополнительная гарантия реализации их прав: согласно п. 5 ст. 28 ФЗ обеспечение по социальному страхованию им предоставляется в полном объеме в соответствии с ФЗ независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Однако ФЗ введено единственное, но очень существенное ограничение, касающееся лиц второй категории: по долгам работодателя.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ страховщик не несет ответственности за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями или страховыми организациями своих обязательств по возмещению вреда и выплате пени за задержку ликвидации указанных задолженностей, если такие задолженности возникли до вступления в силу настоящего ФЗ.
ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:
ФЗ ввел общее правило, не имеющее исключений, согласно которому страховщик ни при каких условиях не отвечает по долгам работодателей, образовавшимся до 6.01.2000 г.:
— ни в случае ликвидации предприятия-работодателя (с капитализацией или без капитализации платежей);
— ни в случае продолжения его существования, законодательством в РФ в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое по данному ФЗ.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY