|
 |
|
Постановление
Губернатора
Челябинской области
|
от 17 января 2001 г. № 29
«О неотложных мерах по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» в целях предупреждения
и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения
и окружающей природной среды от их вредного воздействия постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Челябинской области:
2.1. Обеспечить контроль за разработкой планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
2.2. Осуществлять контроль за постоянной готовностью к ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов организаций независимо от форм собственности,
осуществляющих переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов
на подконтрольной территории.
3. Организацию исполнения настоящего постановления возложить на заместителя
Губернатора Челябинской области Подтесова Г. Н.
Губернатор Челябинской области П. И. Сумин
Приложение
к постановлению Губернатора области
от 17 января 2001 г. № 29
Основные требования
к разработке планов по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов на территории
Челябинской области
1. Настоящие Основные требования определяют принципы формирования планов
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
(далее именуются — планы), а также организации взаимодействия сил и
средств, привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными
правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся
нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
— автоцистерна — 100 % объема;
— железнодорожный состав — 50% общего объема цистерн в железнодорожном
составе;
— нефтебазы и склады ГСМ, нефтеперекачивающие станции и линейные производственно-диспетчерские
службы — 100% объема емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов, находящихся
выше уровня планируемой отметки земли;
— трубопровод при прорыве — 25% максимального объема прокачки а течение
6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке
трубопровода;
— трубопровод при проколе — 2% максимального объема прокачки в течение
14 дней.
3. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади
разлива выделяются чрезвычайные ситуации:
— локального значения — 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов,
площадь разлива охватывает территорию объекта;
— местного значения — 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь
разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен
объект;
— территориального значения — 1000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов,
площадь разлива охватывает территорию субъекта Российской Федерации;
— регионального значения — 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов,
площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;
— федерального значения — более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов,
площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской
Федерации.
4. Планом должны предусматриваться:
а) краткая характеристика объекта, прогнозирование возможных разливов
нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных
ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются
— силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств
задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных
формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием
организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной
степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями-участниками
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические
и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые
учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения
операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти
и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории
и во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте
расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных
аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии
их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
и) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
к) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
л) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно
превышать 4 часов при разливе в акватории и б часов — при разливе на
почве.
6. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
разрабатываются организациями, независимо от их организационно-правовой
формы, имеющими в пользовании опасные производственные объекты (ОПО),
на которых используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются
нефть и нефтепродукты:
— автомобили-цистерны и железнодорожные цистерны для перевозки нефти
и нефтепродуктов;
— стационарные и передвижные АЭС (автозаправочные станции);
— нефтебазы и склады ГСМ;
— нефтеперекачивающие станции (НПС) и линейные производственно — диспетчерские
службы (ЛПДС);
— трубопроводы, для перекачки нефти и нефтепродуктов.
Если в организациях имеется несколько автомобилей-цистерн, железнодорожных
цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, автозаправочных станций,
разрабатывается один план, а выписки из плана направляются на объекты.
Во всех остальных случаях разрабатываются отдельные планы.
7. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
согласовываются и утверждаются:
— на автомобили-цистерны и железнодорожные цистерны для перевозки нефти
и нефтепродуктов, стационарные и передвижные АЗС, нефтебазы и склады
ГСМ емкостью до 500 тонн — согласовываются с отделами по делам ГОЧС
(гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) Городов и Сельских районов,
подразделениями государственной противопожарной службы, Госнефтеинспекцией
(филиалами), и утверждаются главами администраций, а в категорированных
городах начальниками управлений по делам ГОЧС;
— на нефтебазы и склады ГСМ емкостью 500 тонн и более, согласовываются
с управлениями (отделами) ГОЧС городов и сельских районов, Госнефтеинспекцией
(Челябинским округом Госгортехнадзора) — в зависимости от того, кто
выдает лицензии на право деятельности, Комитетом природных ресурсов,
подразделениями государственной противопожарной службы и утверждаются
главным управлением по делам ГОЧС Челябинской области;
— на нефтеперекачивающие станции (НПС) и линейные производственно-диспетчерские
службы (ЛПДС) магистральных трубопроводов — согласовываются с начальниками
управлений (отделов) ГОЧС городов и сельских районов, подразделениями
государственной противопожарной службы, Госгортехнадзором России (по
надзору за магистральными трубопроводами). Комитетом природных ресурсов
(экологами) и утверждаются начальниками управлений (отделений) нефтепродуктопроводов;
— Челябинское и Черкасское нефтепроводные управления ОАО «Урало-Сибирские
магистральные нефтепроводы», Восточное и Уфимское производственные отделения
ОАО «Уралтранснефтепродукт» разрабатывают планы, в которые включают
все НПС и ЛПДС, находящиеся на территории Челябинской области, согласовывают
с Госгортехнадзором России (по надзору за магистральными трубопроводами),
Комитетом природных ресурсов по Челябинской области, управлением государственной
противопожарной службы ГУВД Челябинской области и утверждаются главным
управлением по делам ГОЧС Челябинской области.
8. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов
должен содержать:
а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
б) описание и оценку действий виновника загрязнения;
в) оценку воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную
среду и здоровье населения;
г) затраты на ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая расходы
на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую
реабилитацию территории;
д) уровень остаточного загрязнения.
9. В целях отработки планов на территориальном уровне проводятся комплексные
учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых
для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального и местного
значения, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям городов
и районов Челябинской области.
Начальник Главного управления по
делам ГО и ЧС Челябинской области
генерал-майор О. Б. Климов
|
 |
|